Мы с другом в юности начинали бизнесом заниматься, и я подвязался. Мы не понимали, в чем смысл жизни, мы бегали в поисках смысла жизни, и потому погрузились во все эти дела.
Много было деятельности, много беготни, страсти – искали этот смысл жизни в работе, успехе, карьере, социальном положении. И в итоге в бизнесе начались проблемы, одна за другой. Была жесть!
О том, почему мы не видим смысла в жизни, читайте в статье:
- Начинаем думать о том, в чем смысл жизни
- Что говорят Веды о смысле жизни?
- Почему существует зло?
- Зачем Бог устроил этот мир таким образом?
- Сознание определяет бытие
- Дефекты мироздания или план Бога?
- Законы человеческой жизни
- Кто я?
- Альтернативный смысл в жизни
- Фактор времени в нашей жизни
- От жизни в страхе к жизни в любви
- Какие бывают мотивы к действию?
- Смысл жизни через призму любви
- Алгоритм обретения любви
- Как услышать правильные вещи, которые изменят жизнь?
Когда тебе девятнадцать, мозги и так плавятся, а тут то одно, то второе, то третье… И ты, как тот уж на сковородке, от одной проблемы увиливаешь, а тебя другая с противоположной стороны нагребает, а за ней еще одна. В какой-то момент мы с другом поняли, что нас на этой сковородке крышкой закрыли. И хоть куда ты увиливай – огонь включился, и тебя просто жарят.
Нет смысла в жизни? Начни думать!
Поняв это, мы сели на лавочке и начали размышлять. Почему мы вообще до такого докатились? И можно ли в работе видеть смысл жизни?
Спустя полчаса мы сошлись в одном мнении: мы до этой тупой ситуации докатились потому, что не делали периодически остановки и не наводили в своем уме резкость.
Я этот случай в жизни очень хорошо запомнил, он для меня показательный. Потому что то же самое происходит в любом вопросе и в целом в жизни: если мы периодически не делаем остановки, а просто бежим (все бегут, и я побежал), то вот такая сковорода будет ждать каждого.
Важно периодически останавливаться, чтобы подводить промежуточные итоги в жизни, делать перенастройку.
Чтобы понять, в чем смысл жизни, какие успехи были, что получилось, что не получилось, нужна регулярная перезагрузка. Пусть она будет не сильно глобальная. Но нужно регулярно останавливаться и начинать думать.
В чем смысл жизни согласно Ведам?
В древнем ведическом писании «Шримад Бхагаватам» есть очень хороший стих (3.12.2). Этот интересный текст описывает самое начало творения материального мира, в котором мы живем. С чего вообще творение начинается, зачем и с чем мы сюда пришли? Потому что начало творения – это фактически начало жизни. И, разобравшись в этом вопросе, можно понять, в чем смысл жизни.
«Вначале Брахма создал такие формы невежества, как самообман, страх смерти, гнев, вызванный крушением надежд, ложное чувство собственности, а также иллюзорную телесную концепцию жизни, или забвение своей истинной сущности».
Почему существует зло?
Брахма согласно Ведам – это вторичный творец вселенной, главный менеджер творения, подчиняющийся Верховному Господу. Почему он в самом начале, еще до сотворения живых существ, создал такие отталкивающие вещи — невежество, гнев, иллюзию и т.д.? Потому что каждое живое существо, которое рождается во вселенной, выбрало в какой-то момент опцию «наслаждаться без Бога». И вот для этой опции нужно создать программы. У нас появляется желание, и под это желание нужно что-то создать.
Смотрите видео о том, почему в этом мире невозможно наслаждаться жизнью?
И Брахма в соответствии с планом Господа создает для живого существа все эти программы, которые помогут забыть его изначальную природу и начать исполнять свое желание – жить без Бога в другом, не духовном мире.
И в этом смысл материальной жизни – попробовать стать счастливым без Бога. Для этого нужно Его забыть, что и обеспечил Брахма.
О счастье в материальном мире читайте увлекательную статью «Погоня за счастьем с научной точки зрения«, а также смотрите видео «Как стать счастливым».
В чем смысл жизни и зачем все это нужно было создавать?
Некоторые живые существа приходят в экстаз от полного невежества. И для этого «экстаза» им надо его создать. Работа у Брахмы такая. Хотя, как говорится в «Шримад Бхагаватам» дальше (3.12.3):
«Считая сотворение этих форм невежества греховным, Брахма не испытывал от своей деятельности большого удовольствия и, чтобы очиститься, стал медитировать на Верховную Личность Бога. Затем он приступил к следующему этапу творения».
Итак, Брахма создал пять форм невежества. Это те этапы, через которые проходит наше сознание, когда мы погружаемся в материальную жизнь. Это эволюция нашей глупости.
Перед тем, как сотворить живые существа, Брахма создал условия, в которых они хотят находиться. Потому что пока живое существо помнит о своей обусловленной природе, оно не сможет жить в условиях материального мира. Ему нужно забыть о том, что оно – душа, частичка Бога, вечная и всегда счастливая. Только тогда оно сможет пытаться наслаждаться этим миром.
Сознание определяет бытие
Мы об этом слышали: сознание определяет бытие. У нас определенная форма сознания, и нам под эту форму сознания нужно создать определенное тело.
В Ведах сказано, что существует 8 400 000 форм жизней. И у каждого свое, специфическое желание наслаждаться, и каждый – самый уникальный в своей уникальности. То же самое в рамках каждого вида: ни один человек не похож на другого. Я уверен, что каждая хрюшка тоже отличается, у них у всех разные характеры. И желание каждого нужно удовлетворить, что и сделал Брахма.
Итак, нужно понять, что я здесь родился, потому что у меня были материальные желания – наслаждать себя, а не служить Богу. Почему же мне тогда не нравится в этом мире? Почему я сейчас не вижу смысла в жизни? Почему этот мир мне кажется таким несовершенным?
Дефекты при творении мира или план Бога?
Пример: ты хочешь построить дом, это твой смысл в жизни. Но для того, чтобы заработать деньги на этот дом, тебе приходится выполнять какую-то другую работу, не всегда приятную. И потом хочется, чтобы дом не ломался. А он будет ломаться, это закон материального мира. И, помимо дома, все остальное хочется. Поэтому приходится работать.
Такова природа материальных желаний: у меня есть возможность реализовать свои желания в этом мире, Господь дает эту возможность. Но, вместе с тем, приходится заниматься тем, чем не хочется заниматься.
В этом мире у каждого всегда есть четыре вида деятельности:
- то, что я люблю делать;
- то, что мне просто нравится делать;
- то, что мне не нравится делать;
- то, что я ненавижу, но все равно обязан делать.
И у каждого всегда есть эти четыре вида деятельности. Можно ли два последних убрать из жизни? Нет. Потому что мы в материальном мире, и это цена за пребывание в нем. Таков план Создателя этого мира.
Прежде чем решить, что в жизни нет смысла, попытайся понять, как она устроена
Итак, первое, что сотворил Брахма – это забвение своей духовной природы. Я забываю, кто я. Основой существования в материальном мире является забвение собственной сущности и смысла жизни.
Сначала я забываю свою духовную природу, забываю, в чем смысл реальной, духовной жизни. Следующее – я начинаю отождествлять себя с материей. И сразу же возникает страх смерти. То есть живое существо сразу же погружается в депрессию, потому что причиной депрессии является страх смерти.
В комментарии к стиху 3.12.2 «Шримад Бхагаватам» Шрила Прабхупада пишет:
«Забвение своей сущности влечет за собой страх смерти, хотя на самом деле чистая душа не рождается и не умирает. Это ложное отождествление себя с материальной природой приводит к тому, что у живого существа развивается ложное чувство собственности».
Страх смерти заставляет каждое живое существо в этом мире тяжело трудиться. Потому что я считаю, что я — материя. А материя по своим свойствам все время уходит из под ног. Возникает страх, что ты сейчас потеряешь себя. И ты для того, чтобы себя не потерять, начинаешь собирать себя. Это природа деятельности в материальном мире. Страх смерти — это та причина, по которой я вообще здесь что-то делаю.
Кто же я на самом деле?
Согласно «Бхагавад-гите», каждый из нас – духовная душа, нерожденная, вечная, изначальная, пребывающая всегда в экстазе («Бхагавад-гита как она есть», 2.20).
Если я помню, что я – душа, и если я помню о том, что есть Бог, то между нами происходит постоянная любовь, просто постоянный экстаз, и больше ничего нет. И у меня никаких потребностей нет, кроме как любить и быть любимым. Вот это моя единственная потребность, как души. У души смысл жизни в любви.
И если мой смысл жизни состоит в том, чтобы любить — то что я делаю? То, что доставит удовольствие любимому, и больше ничего. Что я еще могу делать? Нет никакого смысла в жизни для духовной души, кроме любви.
Есть ли другой смысл в жизни?
Теперь смотрите: я забыл, что я – душа. Открываю глаза – а вокруг материальный мир, и я уже – материальное тело. У материального тела сразу возникает четыре потребности:
- еда;
- сон;
- оборона;
- совокупление.
И мне сразу хочется того, другого, мне сразу надо и то, и это. А так как материальное тело постоянно уходит из под ног, потому что материя временна, то первое, что возникает – это страх того, что я сейчас себя потеряю и перестану видеть смысл в жизни.
Смотрите видео о четырех потребностях обусловленного живого существа
Когда начинаешь отождествлять себя с материей (когда Я – это тело и все, что с ним связано), появляется дефицит: все заберут, а мне не достанется. И я начинаю действовать. Я начинаю брать, у меня ложное чувство собственности появляется. Я начинаю собирать все вокруг: еду, людей, собак, вещи, славу, работу… Появляется жадность.
О природе жадности читайте статью «Как победить пороки человека«.
А рядом все такие же, и тоже собирают. И все мы боимся, а время тикает. И мне надо что-то срочно делать, быстро делать, потому что не успею – мне же не хватит! И вот поэтому у меня нет времени просто сесть и подумать над тем, а в чем смысл жизни? Зачем тут думать – косить надо! И появляется ложное чувство собственности – ты начинаешь сразу грести под влиянием страха, даже не понимая, что смысла в такой жизни нет.
Деятельностью руководит время
Как пишут Веды, когда душа попадает в этот материальный мир, она начинает мыслить категориями материи. А материя по своей природе всегда нуждается в чем-то. И возникает естественный страх, потому что на материю влияет фактор времени. Я понимаю, что у меня есть какой-то выделенный промежуток времени, и пытаюсь это время растянуть.
Я пытаюсь как-то себя оградить от опасностей этого мира, чтобы не умереть. И тогда мне становятся жизненно необходимы квартира, машина, жена, дети, холодильник, счет в банке. Под влиянием страха смерти совершается вся деятельность в материальном мире, какая бы она ни была и как бы она не называлась.
О том, как избавиться от страха, читайте статью «Душевное спокойствие для счастливой жизни» .
Возникает страх, и под влиянием этого страха человек совершает деятельность. Нужно очень четко понять: когда я делаю что-то в этом материальном мире, если я отождествляю себя с телом, то это все под влиянием страха.
Как перейти от бессмысленной жизни из страха к осмысленной жизни из любви?
Что должно произойти, когда человек слышит или читает это знание? Оно дается человеку для того, чтобы он мог начать разотождествлять себя с материальным телом и тем, что с ним связано. Это первое, что нужно сделать. Тогда эти вещи не так сильно беспокоят, материальные желания начинают уходить, а с ними уходит и страх смерти.
О том, что такое смерть и как перестать ее бояться, читайте в статьях «Смерть — последний экзамен» и «Жизнь после смерти«
Простой пример: ты едешь на машине, и в твою машину кто-то врезался. Больно? Но по мере разотождествления себя с машиной боли меньше. Ты – это не твоя машина. И ты – это не твое тело. Ведь если ты в такси сидишь, и машину таксиста ударили, то тебе не больно совсем, правда? Потому что ты не отождествляешь себя с машиной таксиста.
Причина всех страхов в жизни
Когда нет отождествления себя с телом, когда нет ложного чувства собственничества (это – мое!), тогда нет страха потерять. И боли тоже нет. Это все со временем потихоньку должно проходить.
Но начинается все с того, что мы слушаем об этом. И слышим. Часто ведь мы слушаем эти вещи – и не слышим. Потому что если я реально услышал о том, что нужно оставить попытки наслаждаться в этом мире, чтобы обрести смысл жизни и вернуться в духовный мир, то я начинаю действовать.
Существует три материальных и один духовный мотив к действию:
- Страх – это мотив в гуне невежества, самый низший из мотивов, когда я просто не хочу страдать, поэтому что-то делаю.
- Выгода – мотив в гуне страсти, когда я хочу наслаждаться благами, и действую из жадности.
- Долг – это мотив в гуне благости, когда я не привязан к результатам, а просто делаю, потому что надо. В материальном мире это самый чистый мотив.
- Но есть еще поступки из любви, и это духовный мотив. Так действуют на духовном уровне, когда понимают, что я – не тело, и кроме любви мне ничего не нужно.
Смысл в жизни через призму любви
Есть любовь. И любовь – это чистые отношения. Это те отношения, в которые вступают зрелые личности. Они могут любить, они могут отдавать.
Когда же личность незрелая, то у нее любить не получается. Она любить хочет, но ей любви не хватает, ощущается дефицит. Это от незрелости личности. Когда душа незрелость проявляет, это значит отсутствие любви. Но когда человек в своем сознании созревает, то он начинает действовать из любви.
С чего начать проявлять любовь и действовать из любви? С правил и предписаний духовной практики. Читайте об этом в статье «С чего начать духовную практику«
Когда живое существо действует в отсутствии любви, оно начинает совершать какое-то насилие по отношению к другим живым существам. Когда я проявляю нелюбовь, то попадаю вот в этот мир, где проявляется нелюбовь. И здесь собираются все такие же, не умеющие любить.
Но когда я хочу любить и учусь любить, то мне не интересно больше тут находится. И тогда мы теряем смысл в этой жизни, и в скором времени находим иной, более высокий и вечный смысл.
Алгоритм обретения любви и смысла в жизни
- Итак, сначала нам нужно услышать из достоверных источников о том, в чем смысл жизни. Нужен процесс слушания.
- Следующий этап на пути к обретению смысла жизни после того, как я услышал – размышления. Я начинаю размышлять, как все это реализуется в жизни.
Сначала мы слышим про забвение своей духовной природы и отождествление себя с телом. Потом слышим про чувство собственности. Дальше — о том, как проявляется жадность. Когда жадность не удовлетворена – возникает гнев.
Но сначала я просто слушаю. И если я услышал, то начинаю размышлять, анализировать. И если процесс обдумывания и размышления происходит, я перехожу на следующий уровень.
3. Я начинаю воспринимать эту реальность такой, какой она есть. И меня отпускает. Я просто наблюдаю за всем этим балетом, который происходит вокруг моей жизни, и я в экстазе. И тогда появляется выбор.
Слушать – Размышлять – Смотреть на мир по-другому – таков алгоритм обретения смысла в жизни.
Если после слушания следует размышление и наблюдение, значит, слушание было. Я услышал. Но если я прочитал, закрыл страницу сайта или книги и снова погружаюсь в свои проблемы, то, значит, мне надо по-новой слушать, снова и снова. Пока я не начну над этим размышлять.
Как услышать то, что изменит нашу жизнь и придаст ей смысл?
А если мы еще не умеем слушать? Как этому научиться?
Для начала нам нужно подняться на начальный уровень, который описан в третьей главе «Бхагавад-гиты». Это очень хорошая платформа. Человек должен научиться исполнять свои обязанности без привязанности к их плодам. Он учится действовать в этом мире не потому, что им движет какая-то корысть, а потому, что он хочет какой-то ясности достичь.
«Невежды выполняют предписанные им обязанности, стремясь к плодам своего труда. Тогда как тот, кто обладает совершенным знанием, должен делать то же самое, но не ради корысти, а для того, чтобы направить людей на истинный путь».
«Бхагавад-гита как она есть», 3.25
В результате того, что человек исполняет свои обязанности, не сильно привязываясь к плодам, вожделение уходит из ума. И тогда благость начинает чуть-чуть доминировать в уме. Только тогда слух прорезается, и мы начинаем слышать. С каждым разом все яснее и яснее эту картинку видишь. Это постепенный процесс наведения резкости.
Важно!
Нужно одновременно делать эти две вещи:
- нужно и действовать;
- и наводить резкость.
Если я просто навожу резкость, но ничего не делаю, особенно для своей духовной жизни, не приношу свое тело в церковь хотя бы, то все это наведение резкости коту под хвост.
Наведение резкости – это думать о том, что я сейчас делаю и к чему это приведет. Когда человек какое-то время не пользуется этой возможностью, он себя доводит до самого дна. И тогда он теряет смысл жизни, найти который снова будет очень сложно.
Так в чем же смысл жизни?
В этом материальном мире смысла нет. Он есть только в духовном мире, вечном, полном знания и блаженства. Там есть любовь, бесконечная и все время возрастающая. И там нет страданий. Там все исполнено смысла. И там есть тот, кто любит нас всегда и в любой ситуации, наш самый близкий и дорогой друг – Господь.
Вернуться в царство Бога – в этом и есть истинный смысл жизни, об этом говорят все религии, в том числе и Веды. Но чтобы туда попасть, нужно начать со слушания. Нужно слушать и размышлять о том, кто я, кто такой Бог, какие у меня с Ним отношения, что я буду делать там, в духовном мире, и как туда попасть.
Об этом очень детально описано в книге «Бхагавад-гита как она есть». Ее часто называют «Библией востока», это азбука ведической мудрости. Она ответит на все вопросы о том, в чем смысл жизни человека.
Начните со слушания или чтения «Бхагавад-гиты», и мир будет меняться в лучшую сторону.