Высшее образование дают не в ВУЗе

Для чего мы получаем высшее образование? Для диплома? Для статуса? Чтобы получить престижную работу? Или чтобы что-то понять в этой жизни, что-то познать?

Высшее образование дают не в ВУЗе

Что такое знание? Ведь каждый согласен с тем, что мы получаем высшее образование не для школы, а для жизни. У любого знания есть только один смысл: оно должно сделать нас счастливым. Иначе высшее образование – это впустую потраченное время и деньги.

И если мы хотим быть знающими, если у нас есть желание понять, как стать счастливым, то следующий вопрос, который мы должны себе задать: «А что я должен познавать? Что является объектом познания? На что я должен направить свою склонность к познанию? Куда пойти учиться, чтобы получить по-настоящему высшее образование, выше которого нет?». Потому что, если мы неправильно выберем объект познания, то все наши усилия при получении образования будут бесполезны.

Что я должен изучать, чтобы стать счастливым? Это разумный вопрос, который должен задать человек, когда хочет что-то постигать. Вариантов того, что нужно изучать, много. А времени для познания – всего одна короткая жизнь. Фраза «Хочу все знать» в этом случае становится бессмысленной, потому что все познать, получая высшее образование, мы не успеем, и счастья нам это «все» не принесет. И так как мы в своих статьях всегда ссылаемся на ведическое знание, то и в этот раз обратимся в его основам – «Бхагавад-гите».

Что означает слово «знание»?

В 13 главе «Бхагавад-гиты как она есть» сказано, что объектом познания является атма (душа) и Параматма (Сверхдуша). Там не упоминается как объект познания материальная энергия, или этот мир. И здесь же описано, что такое истинное знание:

«Смирение, отсутствие тщеславия, отказ от насилия, терпение, простота; обращение к истинному духовному учителю; чистота, постоянство, самодисциплина; отказ от того, что приносит чувственное наслаждение; отсутствие ложного эго; понимание того, что рождение, смерть, старость и болезни — это зло; самоотречение, отсутствие привязанности к детям, жене, дому и т.д.; невозмутимость в счастье и горе; непоколебимая, безраздельная преданность Мне [Богу]; стремление жить в уединенном месте, отстраненность от мирских людей, признание важности самоосознания и склонность к философскому поиску Aбсолютной Истины — это Я объявляю знанием, а все прочее называю невежеством».

«Бхагавад-гита как она есть», 13.8-12

То есть, высшее образование – это не получение профессиональных навыков в ВУЗе. Высшее образование – это очищение своего сердца, изменение своего характера ради счастливой жизни. И такое высшее образование, к сожалению, не дают в ВУЗах (исключением являются духовные учреждения, к примеру, Духовная Ведическая Академия в Киеве).

Для кого и ради чего мы получаем высшее образование?

Сейчас люди стремятся к изучению этого мира. В большей степени мы хотим познать именно мир, который нас окружает. Зачем? Существуют две очень некрасивые причины для этого:

  1. Первая причина – из страха. Мы боимся этот мир, поэтому хотим как-то защитить себя, изучив его. Предупрежден – значит, вооружен, не так ли?
  2. И вторая причина, по которой человек хочет постичь этот мир – чтобы его эксплуатировать. Человек думает, что если он познает свойства этого мира, то сможет его использовать для своего наслаждения.

Это не очень возвышенные цели для постижения мира. Не многих вдохновляют такие цели. К тому же, когда мы соприкасаемся с материальным миром для того, чтобы постичь его, это может быть опасно. И это очень интересный феномен, о котором мы расскажем ниже.

Как стать умнее в современном мире?

Согласно Ведам (в частности, это описано в «Бхагавата Пуране», 3.12.2), в начале творения этого мира Брахма, первое живое существо, заложил в него пять форм невежества:

«Вначале Брахма создал такие формы невежества, как самообман, страх смерти, гнев, вызванный крушением надежд, ложное чувство собственности, а также иллюзорную телесную концепцию жизни, или забвение своей истинной сущности».

Таким образом, когда мы начинаем изучать этот материальный мир, чтобы стать умнее и использовать его для собственного удовольствия, то мы обязательно соприкасаемся с этими формами невежества. Они уже заложены в этот мир как часть программы. Мы думаем, что знание о том, как устроен этот мир, должно просветить нас, возвысить, сделать более разумными. Но изучение материальной энергии, наоборот, оскверняет человека. Он начинает:

  • обманывать сам себя, считая, что диплом сделает его счастливым;
  • начинает бояться смерти и потери всего, что приобрел в жизни;
  • начинает гневаться, если у него что-то не получается;
  • думает, что в этом мире что-то принадлежит ему;
  • и постепенно перестает понимать, в чем смысл такой жизни.

Поэтому прежде, чем искать ответ на вопрос: «Как стать умным человеком», нужно понять, во что это может вылиться, и какие риски существуют в получении современного высшего образования. Это не означает, что стать грамотным и умным человеком – это плохо. Все решает мотивация, или высшая цель, для которой мы получаем высшее образование.

Как стать мудрым и умным, не впадая в депрессию?

Изучать материальный мир – это все равно, что иметь дело с ядами. Когда вы имеете дело с ядами, у вас должны быть специальные рукавицы для этого, вы должны каким-то образом защитить свои дыхательные пути. Нужно быть очень аккуратным в этом деле.

И таким же образом изучение материального мира должно быть очень аккуратным. Иначе есть опасность оскверниться, о чем мы писали выше. Существуют философские течения, которые вообще отрекаются от этого мира, потому что они знают, что мир оскверняет.

Но люди, которые смотрят более глубоко на вещи, они видят, что материальная природа – это энергия, которая связана с Верховной Личностью Бога. Они видят, что она может осквернять. Но при этом они понимают, что если эту энергию задействовать в служении Господу, то наоборот, мы будем очищаться. И они очень аккуратно, видя все в связи с Богом, задействуют эту энергию в служении Господу, и изучают ее для того, чтобы постичь величие Верховной Личности Бога. Через изучение материальной энергии они стараются постичь, насколько велик Господь. И таким образом они очищаются, даже изучая материальный мир.

Но в других случаях, когда мы стараемся постигать материальную энергию для того, чтобы эксплуатировать ее, это очень опасно. Всегда придет разочарование в жизни.

В чем состоит оскверняющее действие материальной энергии?

Если мы будем изучать материальную энергию неправильным образом, то будем оскверняться. Есть у нее способность покрывать живое существо невежеством.

Какой признак того, что материальная энергия покрыла живое существо? Живое существо начинает думать: «Сейчас я буду все контролировать! Сейчас изучу этот вопрос и буду все знать». Мы начинаем из себя что-то мнить. Это главный признак того, что уже покрыло.

Но такой человек, который находится под влиянием материальной природы, он думает, что все как раз наоборот: «Мы – покорители космоса! Мы всех победим! Мы создадим то, и это…». Возникает некий ажиотаж, живое существо начинает мнить себя контролирующим и создателем. А потом – старость, болезни и смерть. И дальше человек рождается в новом теле и начинается то же самое.

Запомните простую истину: в борьбе с материальной энергией 100% победа материальной энергии.

Поэтому таких людей, которые мнят себя богами, нельзя называть знающими. Это признак невежества. Знание, которое пробуждает в человеке гордыню – это самое страшное знание. Лучше бы он вообще ничего не знал, хоть человеком был бы нормальным, а так общаться невозможно. Не должно знание в человеке пробуждать гордыню, это очень большая опасность для него. В основе знания должны быть смирение и простота.

В чем суть получения знания согласно Ведам?

Материальный мир по-настоящему может изучить только тот, кто предан Господу. В «Бхагавад-гите» 15.19 сказано:

«Тот, кто непоколебимо уверен в том, что Я — Верховная Личность Бога, познал все. Такой человек, о сын Бхараты, целиком посвящает себя преданному служению Мне».

Суть всей ведической литературы, а значит, суть всего знания – постичь Бога («Бхагавад-гита» 15.15). Слово «веда» с санскрита переводится как «знание» (о том, что такое Веды, читайте в одноименной статье). В то же самое время Господь говорит, что Он – Тот, кто составил, кто дал, и кто знает все Веды, то есть все знание. В «Бхагавад-гите» поднимается вопрос знания. Но этот вопрос поднимается для тех, кто жаждет освобождения и кто хочет вырваться из материального мира и попасть в духовный мир.

Для тех же, кто хочет оставаться в этом мире, Господь дает возможность находиться в иллюзии, и полнота знания, конечно же, будет отсутствовать. Вообще будет отсутствовать знание как таковое.

Что такое знание и откуда оно берется?

Всей полнотой знания об этом мире обладает тот, кто этот мир создал – Верховный Господь. И Он раскрывает это знание тем, кто хочет Его постичь.

«Я пребываю в сердце каждого живого существа, и от Меня исходят память, знание и забвение. Цель всех Вед — постичь Меня. Я — истинный составитель «Веданты» и знаток всех Вед».

«Бхагавад-гита как она есть», 15.15

Истинное, высшее знание состоит в том, чтобы постичь Бога. Это знание состоит из трех этапов:

  • На первом этапе своего духовного развития человек должен познать, кто такой Господь, узнать свои отношения с Ним.
  • На втором этапе человек должен следовать практике, которая приближает его к развитию любви к Богу.
  • И третий этап – это непосредственно развитие любви к Богу.

Ведическое знание состоит из этих ступеней. Нужно сначала получить знание о своих взаимоотношениях с Богом, затем мы должны служить Ему, и, в конце концов, появится результат этого служения – чистая любовь к Богу. В этом суть истинного знания, и на это должно быть направлено высшее образование.

Характеристика истинного знания

Еще раз повторим: чтобы действительно все знать, мы должны постигать материальную энергию, видя ее в связи с Верховным Господом, так как именно Он – ее создатель, и только Он знает о материальной природе все.

«Сейчас Я открою тебе во всей полноте знание о материальной и о духовной природе. Когда ты овладеешь им, для тебя уже не останется ничего непознанного.».

«Бхагавад-гита как она есть», 7.2

Оказывается, существует определенная категория знаний, которые раскрывают все остальное. И это очень интересно! Познав причину всех причин, Господа, человек обретает совершенное знание, и для него уже не остается ничего непознанного. Когда наше желание все знать направлено на постижение Верховной Личности Бога, который и является причиной всех причин, то, постигнув Его, уже нельзя сказать, что мы чего-то не знаем. Тот, кто понял, что причина нашего существования – это Верховная Личность Бога – постиг и все остальное.

Высшее образование – это не усилия разума!

Есть люди, которые пытаются познать все, в том числе и Бога, благодаря своему разуму, своим философским размышлениям. Они не изучают материальную энергию, а ищут Абсолютную Истину, надеясь на собственные силы. Выглядит это примерно так: «Что является Абсолютом? Это не является Абсолютом, и это не является Абсолютом. Может Абсолют тут? Нет, не тут. Может это Абсолют? Или может это? У меня такое мнение! А у меня – такое! Давайте как-то совместим эти мнения…». Это современная наука.

Существует много философских представлений о природе этого мира, по крайней мере, так было в прежние времена. Но в наше время более плачевная ситуация, потом что даже таких философов нет. Люди настолько запутались в том, что является Абсолютной Истиной, а что не является Ею, что предпочитают на эту тему вообще не говорить. Для них это темный лес. Даже существует мнение, что Абсолютной Истины вообще не существует. Интересно, как это доказать? Где доказательства, и как вообще возможно доказать, что Бога не существует?

«Каждый человек имеет право на свое мнение». Это красивая фраза, но она бессмысленна. Если ты говоришь какую-то глупость, то в чем ценность такого мнения? Существует тысяча мнений, и все неправильные. В чем ценность этих тысячи мнений, если они все неправильные? Каждый, конечно, имеет право заблуждаться так, как он хочет. Но лучше постигать истину, а не быть гордецом. «Представляете, у меня есть свое мнение! Представляете, какой я? Даже у меня свое мнение появилось?». Но в чем ценность этого мнения, если Истина все равно одна?

Высшее образование и настоящая наука

Например, математика – очень строгая наука. 2+2=4.

И Вы подходите к кассиру, спрашиваете:

— Сколько стоит?
— 500 гривен.
— Вот вам 200 и 200, берите.
— Нет, надо еще 100.
— Но мое мнение, что 200+200 будет 500. Таково мое мнение. Ваше мнение, что 400, но мое – что 500.

Ни один кассир не будет согласен с Вашим мнением. Что-то должно быть четкое, ясное для всех. Это настоящая наука. А множество мнений – это не наука.

Таким образом, люди запутываются в этих философских постижениях Истины, когда у каждого своем мнение. Они запутываются и начинают оправдываться, или просто не хотят на эту тему говорить. Почему у каждого свое мнение? Потому что все думают, что никто все равно ничего не знает. Хотя и доказать то, что никто ничего не знает, тоже невозможно. Попробуйте теперь докажите, что никто не знает, что такое Абсолютная Истина? Где доказательства, что никто не знает? Есть научные доказательства? Это тоже неправильная, ненаучная фраза – «Никто не знает, кто такой Бог», как будто бы проводился эксперимент. Меня вот лично никто не спрашивал.

Три способа, как стать умнее

Разумные люди не теряют времени на разные философские теории и размышления. Они постигают Истину очень интересным образом, очень удивительным методом – служа этой Истине. Они занимаются чистым преданным служением. И это очень важный момент – Господь раскрывается только через служение.

Есть разные методы постижения знания:

  • Эмпирический метод, через чувства: не увижу – не поверю.
  • Через философские размышления.

Но Господь – Он удивительный. Он говорит в «Бхагавад-гите», что «Если Вы хотите постичь Меня, то эти методы не работают. Если хотите постичь Меня, то только тогда, когда Я сам раскроюсь Вам лично, Вы меня постигнете». А раскрывается Он при определенных условиях.

Условия, при которых нам раскрывается Господь

Это Его условия. Он – Абсолютная Истина, поэтому Он ставит условия. Принимаешь – Он раскрывается. Не принимаешь – никогда не поймешь, кто такой Бог. Потому что Он сам ставит условия, при помощи которых Его можно постичь. Он диктует условия, и Он имеет на это право.

«Постичь Меня, Верховную Личность Бога, таким, какой Я есть, можно только с помощью преданного служения. И когда благодаря преданному служению все сознание человека сосредоточивается на Мне, он вступает в царство Бога.».

«Бхагавад-гита», 18.55

Это третий, единственно работающий метод постижения Абсолютной Истины, при помощи которого Господь раскрывается нам.

Бхактивинода Тхакур, вайшнавский святой, в «Джайва дхарме» говорит, что: «Знание и отречение не входят в число факторов, составляющих преданное служение, ибо они очерствляют сердце. Но преданное служение приятно и возвышенно, поэтому знание и отречение возникают как его следствие».

Другими словами, философские изыскания все равно не раскроют Истину. Знание и отречение – оно само проявится в сердце того, кто занят чистым преданным служением Господу. Такова природа чистого преданного служения. Благодаря тому, что человек, выполняя служение, получает чистый высший вкус, раскрывается Господь.

Как понять, что мы получили высшее образование и познали все?

Истина очень прекрасна. Истина не так печальна, как измышления ученых о точке, которая взорвалась. В современной науке все печально выглядит. А Истина изначально очень удивительна и прекрасна.

Когда мы постигаем Абсолютную Истину в изначальной ее красоте, величии и могуществе, то у нас проявляется естественная склонность, которая заложена испокон веков в каждой душе – желание служить этой Истине. И возможность послужить Богу – это источник радости и счастья для каждого живого существа. Если у нас возникло желание служить Богу, значит, мы познали Его.

Алгоритм постижения Бога

Бог постигается через слушание священных писаний. Что такое священные писания? Это проявление Господа, это Его откровения. Но просто слушать их – этого мало.

Есть еще одно необходимое условие: слушание должно быть из достоверного источника. Мы должны слушать священные писания от личности, которая себя осознала, от великого преданного Господа. Для него Истина открыта, поэтому он может нам ее дать.

«Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину.»

«Бхагавад-гита», 4.34

И второе условие: у нас должно быть желание слушать. Свиньи тоже имеют способность слушать, но они не услышат. Сколько Вы не доказывайте логично и разумно свинье, что есть Бог – никакой реакции. Свинья никаких выводов не делает.

Должно быть правильное слушание, и должно быть желание услышать. Когда это желание есть, и мы с правильным настроением слушаем правильную личность, в результате мы получаем истинное знание.

«Получив от осознавшей себя души истинное знание, ты больше никогда не впадешь в заблуждение, ибо это знание поможет тебе увидеть, что все живые существа — частицы Всевышнего или, иными словами, что все они пребывают во Мне».

«Бхагавад-гита как она есть», 4.35

Истинное знание дарует возможность видеть все в связи с Богом. Все живые существа являются неотъемлемыми частичками Верховного Господа, и Верховный Господь пребывает во всем сущем. Это непостижимое знание раскрывается благодаря получению его от истинного духовного учителя.

Как получить самое высшее образование?

Тот, кто осознал величие Верховного Господа и то, что все связанно с Ним, на этом не останавливается. Дальнейшая глубина знания начинает раскрываться нам тогда, когда мы понимаем свое положение по отношению к Верховному Господу.

Каково же наше положение по отношению к Богу? Изначально мы являемся Его вечными частичками и вечными слугами. В это слово «слуга» нужно вложить самые прекрасные эмоции, потому что обычно в материальном мире оно очень сильно осквернено. Но в духовной реальности, когда мы начинаем видеть Верховного Господа, мы начинаем служить Ему. Мы начинаем понимать свое подчиненное положение. Когда живое существо понимает положение Верховного Господа и свое положение по отношению к Нему, можно сказать, что оно обладает полнотой знания. У того, кто обладает полнотой знания, возникает желание служить Богу. Если в нашем сердце есть сильное желание служить Господу, это признак того, что мы обладаем полнотой знания.

Это желание служить имеет чистую природу. В нем нет никаких склонностей к тому, чтобы получить выгоду от служения. Такой человек не желает материального процветания от Господа, он не просит Его о знаниях каких-то за то, что служит. Он Ему служит не ради того, чтобы обрести какие-то мистические способности. Он служит Господу даже не ради того, чтобы достичь спасения или освобождения из этого мира. Все это не является мотивом его преданного служения. Такой святой человек не стремится ни к чему. И это признак, что человек обладает полнотой знания.

Этот возвышенный человек не испытывает никакого желания заниматься чем-то другим помимо служения Господу. Никакие практики очищения, йога и тому подобное его уже не интересуют, потому что он постиг Господа и хочет заниматься чистым преданным служением Ему. Он весь, в полной мере, предался Господу. А так возможно сделать только тогда, когда есть хорошее знание. И эта полнота знания дает возможность человеку полностью отдать себя в процесс служения Господу.

Самое сокровенное знание

Это сокровенное знание – знание наших вечных отношений с Богом. Но так как это сокровенное знание, то постичь его могут не все. Не все могут понять. А что необходимо для того, чтобы понять?

Должно произойти очищение сердца. У нас должно быть достаточно чистое сердце, чтобы мы могли принять тот факт, что Господь – это Верховная Личность, и я являюсь Его вечным слугой. Принять этот факт в первую очередь для себя. И для этого необходима какая-то чистота сердца.

Для того, чтобы обрести эту чистоту, не нужны какие-то другие практики. Сам процесс преданного служения настолько могущественен и прекрасен, что он очистит наше сердце. Поэтому чистое наше сердце или грязное, в любом случае мы должны заниматься процессом любовного преданного служения Господу. Только так мы можем очиститься и только так мы сможем, в конце концов, постичь Верховного Господа.

И в наше время, в век Кали, самым действенным и простым методом преданного служения Господу является повторение Его Святых Имен, маха мантры Харе Кришна:

ХАРЕ КРИШНА ХАРЕ КРИШНА
КРИШНА КРИШНА ХАРЕ ХАРЕ
ХАРЕ РАМА ХАРЕ РАМА
РАМА РАМА ХАРЕ ХАРЕ

Детально об этом методе читайте в статье «Самые могущественные мантры».

Вы можете задать вопрос автору статьи, заполнив форму:

Чем детальнее Вы опишите суть вопроса, тем лучше мы сможем помочь Вам.