7 смертных грехов

К какой бы религиозной традиции вы не принадлежали, в ней всегда будет идти речь о пороках, или грехах человека как главных препятствиях на пути к Богу. В христианской традиции это 7 смертных грехов, где-то их восемь. Веды эти грехи также упоминают.

7 смертных грехов

В катехизисе католической церкви 7 смертных грехов – это:

  • Тщеславие (желание славы, почета)
  • Зависть
  • Гнев
  • Печаль, уныние
  • Алчность или жадность
  • Чревоугодие, переедание
  • Похоть, или вожделение

7 смертных грехов… Или 8?

Восьмым грехом, или даже первым по значимости, считается гордыня. В христианской церкви гордыню порицают как корень всех остальных 7 смертных грехов. Эти грехи считаются смертными, потому что они приводят к смерти души. Они невероятно пагубны для духовной практики, убивают все наши стремления любить Бога и служить Ему.

В ведической философии эти качества человека также считаются пороками. К примеру, чревоугодие имеет те же мотивы, что и жадность, потому их можно объединить в один грех. А печаль, или уныние – это следствие материального образа жизни. Святые люди – они никогда не бывают в депрессии. Они всегда счастливы.

Счастливые святые люди

Печаль или уныние как один из 7 смертных грехов присуще только людям, которые погружены в свои проблемы, сконцентрированы только на себе. Депрессией страдают эгоисты.

В этой статье мы рассмотрим четыре из 7 смертных грехов или пороков человека:

  • Вожделение или похоть
  • Жадность (в том числе чревоугодие)
  • Зависть (как причина возникновения гнева)
  • Страх (аналогично печали и унынию)

В статье «Как победить пороки человека?» мы рассматривали стих из «Шримад Бхагаватам», 7.15.22:

«Чтобы избавиться от вожделения, надо твердо решить не идти на поводу у своих чувств. Подобно этому, чтобы победить гнев, надо перестать завидовать другим, чтобы избавиться от жадности, надо обсуждать пагубные последствия накопительства, а чтобы избавиться от страха, надо размышлять об истине».

В стихе сказано, что от гнева можно избавиться, победив зависть. И вот сейчас мы будем говорить о том, как победить зависть, похоть, жадность и страх, как основные 7 смертных грехов.

Как победить вожделение или похоть?

Как сказано в стихе «Шримад Бхагаватам», 7.15.22, выход из вожделения и страсти таков: нужно принять твердое решение не идти на поводу у своих чувств, не потакать им.

Твердое решение человек может принять только в гуне благости. В «Бхагавад-гите» сказано:

«Материальная природа состоит из трех гун — благости, страсти и невежества. Когда вечное живое существо входит в соприкосновение с материальной природой, эти гуны, о могучерукий Aрджуна, обусловливают его».
«Бхагавад-гита как она есть», 14.5

«Нигде в этом мире — ни здесь, ни на планетах полубогов — нет ни одного существа, которое не испытывало бы на себе влияния трех гун, порожденных материальной природой».
«Бхагавад-гита как она есть», 18.40

То есть гуны – это энергии, которые руководят всеми процессами этого мира, в том числе и нашими действиями.

Что такое гуна благости?

В этой же книге описаны признаки гуны благости:

«Гуна благости, о безгрешный, будучи чище других гун, просветляет живое существо и избавляет его от всех последствий грехов. Пребывающие под влиянием этой гуны привязываются к знанию и ощущению счастья».
«Бхагавад-гита как она есть», 14.6

«Знание, позволяющее человеку, несмотря на многообразие видов и форм живых существ, видеть их единую духовную природу, следует считать знанием в гуне благости».
«Бхагавад-гита как она есть», 18.20

«Упорядоченную деятельность, в основе которой нет привязанности, любви и ненависти или желания насладиться ее плодами, называют деятельностью в гуне благости».
«Бхагавад-гита как она есть», 18.23

«Тот, кто исполняет свой долг, не обращая внимания на гуны материальной природы и ложное эго, кто действует с великой решимостью и энтузиазмом, кто остается невозмутимым в успехе и неудаче, действует в гуне благости».
«Бхагавад-гита как она есть», 18.26

«О сын Притхи, разум, способный определить, что следует и чего не следует делать, чего следует и чего не следует бояться, что порабощает и что ведет к освобождению, является разумом в гуне благости».
«Бхагавад-гита как она есть», 18.30

«О сын Притхи, та решимость, которая непоколебима и делает человека целеустремленным в занятиях йогой, позволяя ему овладеть своим умом, потоками жизненного воздуха и чувствами, называется решимостью в гуне благости».
«Бхагавад-гита как она есть», 18.33

«То, что в начале кажется ядом, а в конце становится подобным нектару, состояние, в котором человек пробуждается к самоосознанию, называют счастьем в гуне благости».
«Бхагавад-гита как она есть», 18.37

«Умиротворенность, самообладание, аскетичность, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность — таковы природные качества брахманов, проявляющиеся в их деятельности».
«Бхагавад-гита как она есть», 18.42

Об остальных гунах можно прочесть, прочитав 14, 17 и 18 главы «Бхагавад-гиты».

Вожделение побеждается решимостью

Итак, человек в гуне благости решает: «Да, сегодня экадаши, и я буду поститься». Чувство долга тоже относится к гуне благости. Человек делает что-то, потому что это его долг.

Но если на нас влияет гуна страсти и невежества, то сначала мы даем обет, а потом… Знакомо всем? «Все, буду поститься в экадаши!». Но до утра доживает не каждый. Потому что гуны другие. Мы не можем даже следовать простым обетам. Гуна другая.

Решимость

По словам Рупы Госвами, хотя мы знаем, что есть гуна благости, которая чистит сердце и освобождает от пороков, перейти на этот уровень не так просто. Нужно какое-то время, пока мы придем к этому состоянию чистоты, нужно прилагать усилия.

Мне недавно друг написал с ГОА: «На пляже столько разведенных женщин с детьми! Полный пляж. Где мужья? Чего им не хватает?». Гуна не та. Гуны не хватает, решимости следовать обетам.

Гуна благости – она сразу с неба не сваливается, нужны личные усилия и руководство. Те люди, которые уже сильны в благости, они могут нам помочь подняться до этого уровня. Поэтому нужно идти к ним, если понимаешь, что сам не можешь. А обычно сам не может никто. Когда ты понимаешь, что сам уже не тянешь, что нет результата, тогда нужно идти учиться у тех, кто тянет.

Как избавиться от жадности?

«Чтобы избавиться от жадности, нужно обсуждать пагубные последствия накопительства» — так сказано в стихе. Мы просто напрасно мучаем себя и других, пытаясь заработать больше денег на удовлетворение своих желаний. Деньги не принесут счастья. Такое времяпровождение – пустая трата жизни. Как правило, богатство не приносит скупцам счастье. В этой жизни оно заставляет их мучить себя и других, и в конце жизни они отправляются в ад.

Как избавиться от жадности

Тратить жизнь впустую – значит пить яд. Это не так, как если бы вы случайно отравились. Пить яд — это когда вы понимаете, что это яд, и вы его пьете. Вы понимаете, что это беспросветно, и как лягушка лезете в пасть питону. И ничего сделать не можете. В СССР выходом из такой бесполезной жизни стал повальный алкоголизм. И что самое страшное — знания о просвете не было.

Нужно благочестие, чтобы сменить гуну и получить знание. Небольшое стремление к Богу в надежде на освобождение от страданий в этом мире – этого достаточно для того, чтобы в ситуации началась раскрутка.

Для начала просто начинайте внешне действовать благочестиво. Не можете на тонком уровне действовать (в уме) — действуйте хотя бы на грубом уровне. Ведите себя так, как будто бы вы уже благочестивый человек, свободный от пороков: раздавайте милостыню, жертвуйте деньги или время на благие цели, служите святым людям, помогайте другим.

Как избавиться от зависти?

В 1947 году город Калькутту разделили. Была часть пакистанская и часть индийская. И если ты мусульманин, то ты не должен заходить на территорию Индии. Причина – зависть на религиозной почве. Знакомо? «Это не наша вера!».

И причина зависти, ее корень заключается в том, что душа отказалась быть слугой Бога в духовном мире. «А чего это Он – Бог? А что, других богов нет, что ли? Почему это Ему одному нужно предаться? Да не, не хочу!». Как-то так.

Как избавиться от зависти

Философы западные говорят, что в ведической традиции слишком много требований: предаться, все отдать Богу… «Почему я должен Тебя принимать за Всевышнего?». Мы все начали с этой зависти.

Изначальный корень зависти

Именно поэтому мы не можем чего-то поделить в семье, с родственниками, на работе. Просто выйдите на улицу и увидите: все ругаются. Зашли в маршрутку — и все, началось: уже не могут поделить место. Каждое мгновение мы кому-то завидуем. Но основа именно это – мы отказываемся служить Богу, быть слугой, завидуя Ему.

«Почему я должен вставать рано утром? Зачем мне тараторить мантру Харе Кришна или другие молитвы? Зачем мне служить кому-то? Они что, сами все не сделают?». У нас это есть – желание быть Богом. И потом оно вылазит спорами и распрями между людьми.

Выход – служить возвышенным личностям, святым, которые представляют Бога. Так мы научимся не завидовать Богу и всем остальным.

Как избавиться от страха?

Причина страха в этом мире – отсутствие веры в Бога или непонимание Его могущества и Его положения.

Как избавиться от страха?

Чтобы это понять, нужно читать и слушать о том, кто такой Бог («Шри Ишопанишад», «Бхагавад-гита», «Шримад Бхагаватам») и накапливать благочестие. Об этом мы говорили выше, когда пытались избавиться от жадности.

К чему должно привести благочестие? К тому, что вы становитесь на путь самосознания и развития отношений с Богом.

Что такое путь любовного служения Богу? Он очень простой: вы должны стать слугой того, кто предан Богу, слугой преданного Бога. Вы должны от него слушать о Боге, или читать о Нем.

Но когда вы слушаете или читаете о Боге от того, кто Ему предан, то если у вас нет благочестия, вы не сможете его услышать. А как понять, что вы его услышали? Вы будете делать то, что он сказал. И Шрила Прабхупада говорит, что если у человека нет веры в преданного Бога, он не будет делать то, что ему этот преданный сказал.

Что такое вера в преданного Бога?

Шрила Прабхупада говорит, что у собаки есть замечательное качество – преданность. Она предана. И если человек не предан никому, то он хуже собаки. То есть, если мы не преданы преданным Бога, если у нас нет веры хоть в кого-то из них, то мы даже собакой не стали (не то, что человеком, не говоря уже о какой-то чистоте или святости). Должность собаки – это уровень.

Нужно действовать благочестиво, чтобы хотя бы выйти на уровень собаки. Стать преданным Бога и избавиться от страхов – это высокий уровень. Нам хотя бы собакой преданного стать. Это когда вам сказали, и вы без разговоров побежали. Бросили палку – и вы за палкой побежали. Или гордыня мешает?

Собачья верность

Перед тем, как поручить более серьезное дело, хозяин свою собаку проверяет. Как собак во время войны. Они под танки бросались с миной. Забегает собака под танк, и вместе с танком противников взрывается. А хлопец, который ее растил — он понимает, что сейчас его собака отдаст свою жизнь, чтобы роту защитить.

Собачья верность

Готовы мы к такому? С миной и под танк. И это уровень собаки, это даже не преданный Бога. Стать преданным и избавиться от всех страхов – это нужно серьезно поработать.

Если мы не дотягиваем до уровня собаки, тогда нужно наработать хотя бы благочестие какое-то. Если у нас не получается выйти на уровень преданного, то начинайте просто внешне действовать в гунне благости, хотя бы на грубом уровне.

Знание о трех гунах материальной природы – одно из фундаментальных в ведической философии. Его основы описаны в 14, 17 и 18 главах «Бхагавад-гиты как она есть».

Задать личный вопрос автору статьи

Если Вас что-то смутило в статье, или появились конфиденциальные вопросы — Вы можете их задать, не оставляя общедоступный комментарий. Для этого заполните форму связи ниже. Мы вышлем Вам ответ почтой, или на указаный контакт в течение недели.

Чем детальнее Вы опишите суть вопроса, тем лучше мы сможем помочь Вам.