Про счастье

Все мы ищем счастье, потому что это природа души. Счастье – это высшее из свойств души. В «Шримад Бхагаватам», естественном комментарии на все ведические писания, есть стих, который рассказывает о природе счастья, или блаженства:

«Тот же, чье сознание не осквернено вожделением, в любом деле остается спокойным и умиротворенным, ибо он вечно пребывает в блаженстве. Однажды достигнув этого уровня, человек больше не возвращается на путь материалистической деятельности».

Шримад Бхагаватам, 7.15.35

То есть счастье – оно существует. И единственная наша проблема состоит в том, что мы не всегда знаем, где искать источник этого счастья.

Источник счастья, где ты?

Счастье

В основном люди думают, что источник счастья находится в материи, а точнее, в количестве материальных предметов. «Чем у меня больше чего-то, тем больше у меня счастья» — думает человек. Люди в наше время стремятся купить побольше дом (или домов), машин, родить много детей, сменить много мужей или жен, заработать побольше денег – у кого что болит. Тогда как на самом деле есть еще духовное счастье. И природа духовного счастья – она безгранична.

Материальное счастье – оно тоже стремится быть безграничным. Но это невозможно, так как природа материи имеет границы, материя всегда имеет начало и конец. Поэтому мы пытаемся накапливать все больше и больше вещей, безгранично пытаемся, надеясь, что скоро наступит долгожданное счастье. Но так мы никогда не сможем удовлетвориться.

Какое оно — счастье в материальном мире?

В этом мире понятию счастье больше подходит слово эксплуатация. Душа — это высшая энергия, а материальная энергия — низшая. И материальная природа высшего – эксплуатировать более низшее в этом мире. И так как у души есть понимание, что она является субъектом (то есть душа думает, что она – та, кто наслаждается), то она пытается подчинить себе эту низшую энергию, материю.

Все души, которые попали в материальный мир, считают, что мы должны наслаждаться, мы должны принимать от других служение. Но в духовном мире (откуда мы все родом, и откуда родом счастье) мы – слуги. Мы – объекты, которыми наслаждается Господь. В конечном счете, есть только один наслаждающийся – Господь.

В материальном мире я пытаюсь получить наслаждение от того, что я выше кого-то. А духовная реальность такова, что я наслаждаюсь, будучи слугой слуги слуги. Совершенно противоположные, зеркальные отражения.

С материальной точки зрения трудно понять, как можно наслаждаться, будучи ниже кого-то? В этом мире подобное отношение, когда я наслаждаюсь тем, что мной повелевают, считается каким-то извращением.

Но в этом и состоит наша сложность – в неправильном понимании счастья.

И нам нужен опыт духовного счастья, чтобы поверить в это.

Как получить опыт духовного счастья?

В «Бхагавад-гите» есть стих (2.59):

«Даже воздерживаясь от чувственных удовольствий, воплощенная в теле душа по-прежнему сохраняет вкус к ним. Но, познав более возвышенный вкус, она утрачивает интерес к объектам чувств, доставляющим наслаждение, и утверждается в духовном сознании».

Мы получаем опыт, когда просто видим это духовное счастье. Даже если сами мы его еще не получили, но увидели его в других, увидели, что кто-то обладает этим счастьем – мы вдохновляемся, и нам хочется получить это счастье также. И мы уже не хотим возвращаться к тому материальному уровню, на котором находились до этого.

Природа истинного счастья

Мы привыкли к тому счастью, которое у нас уже есть, к материальному счастью. Кажется, уже синица в руках есть, зачем нам журавль? Зачем нам духовность, зачем нам Господь? Но в «Шримад Бхагаватам» говорится, что только от соприкосновения с духом, с живым, можно получить счастье.

Что нам приносит счастье в материальном мире? Каждый по своему опыту может понять, что в одиночестве счастья не существует, его там нет. Мы находимся в обществе, у нас могут возникать конфликты, и иногда нам хочется уехать куда-нибудь, или запереться, и чтоб никто не тревожил. Мы остаемся одни. Но проходит небольшое количество времени, и нас это одиночество начинает тяготить, мы начинаем испытывать беспокойство. А все потому, что нам нужно постоянно с кем-то общаться, нам нужно обмениваться с кем-то счастьем.

Всякое соприкосновение с душой, которая по природе является вечно счастливой, дает это счастье. И мы также делимся этим счастьем с другой душой. Такой происходит взаимообмен. То есть, в этом мире счастье мы получаем от соприкосновения с другими душами, потому что они являются высшей энергией, духом.

Идеал счастья в материальном мире

В этом мире идеалом счастья считается семья, потому что в семье души очень близко соприкасаются. Муж, жена, дети – они постоянно обмениваются какими-то взаимоотношениями, они хотят быть ближе друг к другу. Если, к примеру, в старости о человеке некому позаботиться, то он заводит кошку, собаку. Это тоже душа: лежит на коленках, мурлыкает. И человек уже испытывает какое-то счастье от соприкосновения с духом, с живой душой. Но, в конечном счете, самое большое счастье мы получаем от соприкосновения со Сверхдушой, с Господом.

Мы часто от одиночества пытаемся одушевлять даже неодушевленные предметы. Но сколько бы мы их не одушевляли, сколько бы ни приписывали какие-то свойства, счастье из этого не получится. Потому что у материальной природы нет свойства «счастье».

«Будьте как дети!»

Почему все любят детей? Потому что дети – они всегда счастливы. Потому что у них нет еще сильных материальных желаний, которые постепенно накапливаются в людях с возрастом. Когда человек обуреваем огромным количеством материальных желаний, он становится смурным, у него по лицу видно, что счастья в нем нет.

«Сегодня, — думает демон, — я получил хорошую прибыль, когда же мои планы осуществятся, я получу еще больше. Сейчас я владею неплохим состоянием, но в будущем оно станет еще больше. Этот был моим врагом, и я убил его. Та же участь ожидает и остальных. Я хозяин всего. Я наслаждаюсь жизнью. Я достиг совершенства, обрел могущество и счастье. Я богаче всех, и меня окружают знатные родственники. В мире нет никого могущественнее и счастливее меня. Я буду совершать жертвоприношения, раздавать пожертвования и радоваться жизни». Так эти люди становятся жертвами собственного невежества. Обуреваемые беспокойствами и тревогами и опутанные сетями заблуждений, демоны чрезмерно привязываются к чувственным удовольствиям и, в конце концов, попадают в ад».

Бхагавад-гита как она есть, 16.13-16

А дети – они всегда счастливы, из них это счастье просто выливается. Поэтому старикам или семейным людям очень приятно находится рядом с детьми, они получают от них ничем не прикрытое счастье.

И еще один вывод из примера с детьми: мы всегда счастливы с теми, кто сам счастлив. Счастье – оно заразно. Поэтому людям нравится быть рядом со святыми людьми. Потому что святые люди (садху) – они по природе своей счастливы. Это одно из качеств садху.

«Тот, кто находится в этом трансцендентном состоянии, сразу постигает Верховный Брахман и исполняется радости. Он никогда не скорбит и ничего не желает. Он одинаково расположен ко всем живым существам».

Бхагавад-гита, 18.54

То есть тот, кто достиг уровня соприкосновения с Высшим духом, с Богом, он уже счастлив.

Кто счастлив в этом мире?

Логическими заключениями мы не сможем понять, в чем же истина, и где искать счастье. В Ведах есть очень много разных наставлений для разного уровня людей, и самостоятельно среди них очень трудно найти какой-то путь или смысл. Как же можно понять истинный путь к счастью? Единственный шанс – пойти по стопам махаджан, великих людей, святых, учителей, которые уже счастливы.

Наша жизнь – она трудна для всех, независимо от того, какое положение мы занимаем в этом мире. Потому что рано или поздно, чем бы мы ни обладали, судьба – она ударит так, что мы не ожидали такого поворота событий. И по-настоящему счастлив тот человек, который знает, что когда его жизнь закончится, он вернется домой, в духовный мир, где нет смерти, страданий, болезней, разочарований. Где все вечно, исполнено знания и бесконечного счастья.

Счастье и духовная практика

Поэтому духовная практика – она не для бабушек, она не для сентиментальных стариков. Духовная практика – это единственный путь к вечному счастью. И все, что нас может стянуть с духовного пути – это наше нежелание служить. А служить мы не хотим, когда у нас есть море материальных желаний, когда мы хотим удовлетворять себя.

«Профессиональная деятельность и приносимые ею доходы не помогают человеку духовно развиваться, а наоборот, только еще больше запутывают его мирскими путами».

Шримад Бхагаватам, 7.15.29

Материальные желания — это наши долги в этом мире, с которыми нам приходится расплачиваться жизнь за жизнью.

И деньгами, которыми мы расплачиваемся, является преданность, вера в духовный путь, в Бога, которую мы приобретаем, слушая святых людей. Только когда это бремя долгов с нас спадает, мы становимся чисты. И тогда у нас появляется возможность вернуться в духовный мир, где Господь нас уже ждет.

В Индии, в штате Орисса есть поговорка:

«Дети играют с игрушками, юноши играют с девушками, а старики играют с Богом».

Вся наша жизнь – определенная игра. И нам нужно правильно выбрать объект, с которым мы играем. Когда мы начинаем играть с Богом, когда мы соприкасаемся с Высшей Душой. И только тогда мы становимся по-настоящему счастливыми.

О научных основах счастья читайте в статье «Погоня за счастьем с научной точки зрения«.

Задать личный вопрос автору статьи

Если Вас что-то смутило в статье, или появились конфиденциальные вопросы — Вы можете их задать, не оставляя общедоступный комментарий. Для этого заполните форму связи ниже. Мы вышлем Вам ответ почтой, или на указаный контакт в течение недели.

Чем детальнее Вы опишите суть вопроса, тем лучше мы сможем помочь Вам.