Вопросы-ответы

Рубрика «Вопросы ответы» создана для тех, кто хочет понять какие-то особые тонкости ведических знаний, духовной практики, отношений с Богом. В конце каждой статьи есть возможность задать анонимный вопрос, на который мы ответим почтой. Также ответ будет выложен на этой странице без указания имени вопрошающего.

Надеемся, рубрика «Вопросы ответы» будет полезной для всех. Чтобы увидеть ответ на интересующий Вас вопрос — нажмите на треугольник слева от вопроса.

Как понять, чего от нас хочет Господь? Где грань между нашими усилиями и нашей расслабленностью и спокойностью, преданием себя воле Бога?

Воля Верховного Господа в нашей жизни проявлена через наставления духовных учителей, которые доходят до нас по парампаре (цепи ученической преемственности). Воля Господа изложена в священных писаниях, она в словах духовного учителя, она в словах старших, она в сердце, когда Господь из сердца подсказывает. Бог нас изнутри и снаружи ведет. Его воля по-разному проявлена.

В основном в каких-то глобальных вещах, если мы серьезно занимаемся авторитетной духовной практикой, нам понятно, в чем воля Господа. По милости Шрилы Прабхупады нам так точно понятно. Он оставил нам бесценное богатство – свои книги, свои наставления и своих последователей, которые могут нам помочь на нашем пути. В целом мы должны, если хотим следовать ведической традиции и развиваться духовно в этом направлении:

  • читать книги Шрилы Прабхупады («Бхагавад-гиту», «Шримад Бхагаватам»);
  • ежедневно повторять мантру Харе Кришна, минимум 16 кругов на четках из 108 бусин;
  • петь киртан и слушать лекции на основе священных писаний;
  • рано вставать и рано ложиться, посещать храмовые программы;
  • заниматься практическим служением в храме, служить святым личностям или участвовать в проповеди;
  • предлагать пищу Господу и т.д.

То есть, зачастую мы понимаем, что нужно делать. Есть какие-то фундаментальные вещи, которые понятны. Но вот в деталях может быть не всегда ясно, чего от нас хочет Бог.

Если в каких-то деталях что-то непонятно, есть такая рекомендация: до тех пор, пока непонятно, мы должны плыть по безопасному течению. Есть какое-то течение нашей жизни, и мы знаем, что оно плюс-минус нейтральное. И вот мы по нему плывем до тех пор, пока не будет понятно. А когда будет понятно, тогда уже конкретно начинаем действовать.

Старшие руководствуются таким принципом: если я не уверен на 100%, я этого не делаю. Если мы не уверены, то просто ждем, действуя в рамках глобальных, понятных вещей. И молимся, чтобы в конце концов стало понятно.

Враджа Дживана дас


Что будет, если молиться молитвами не своего уровня? Просто потому, что они больше нравятся, потому что у них, например, настроение более возвышенное? Что будет, если молиться Господу теми молитвами, которые очевидно не соответствуют нашему уровню?

Надо быть готовым, что Господь начнет осуществлять эти молитвы. Он же за чистую монету принимает это!

На самом деле суть такого решения в том, что Я выбираю, какой мне молитвой нужно молиться. То есть я действую по собственной прихоти. Поэтому нет проблем: мы получим результат соответствующий.

Если мы не знаем, как молиться, надо подойти к наставнику и сказать:

— Вот я на таком уровне, какую мне молитву можно повторять? Можно эту повторять?

И если Вам старшие скажут:

— Давай, тебе можно, ты готов на все испытания, — тогда ответственность за результаты этих молитв старший будет нести.

А так будем нести мы, потому что мы САМИ выбрали какую-то свою аскезу, или молитву… Ну вот САМИ мы и получим.

Результат обязательно будет: нас отбросит на тот уровень, на котором мы были, и нам придется все равно принять путь следования по стопам старших, путь следования наставлениям старших. Нам все равно рано или поздно придется следовать этому методу.

Господь не принимает, когда человек сам врывается к Нему, своими собственными силами. Мы придем к Нему в конце жизни, а Он скажет:

— Ты кто такой вообще? Ты от кого?

И мы такие:

— Ааа! А от кого я там?… Я – от Шрилы Прабхупады (Иисуса Христа, Моисея, Мухаммеда и т.д.)!

— Не знаю ничего! А через кого ты связан со Шрилой Прабхупадой?

И мы тогда начинаем вспоминать, через кого ж я связан с этим святым.

В духовной жизни так не получится, чтобы я сам выбрал себе духовный метод. Поэтому человек должен принимать живого наставника и живого гуру. Тогда метод работает. Но если мы не верим в это – можно проверить всегда, чтоб уже убедиться окончательно.

Только когда нас разотрет по стене, и мы начнем пищать — тогда до нас дойдет… Сейчас у нас есть сила, энергия. Но харизма, лидерские качества, хорошая карма, благочестие – эти все дела имеют потолок. Мы можем привлекаться этим всем, но в духовной жизни этого мало. У харизмы и благочестия есть предел, но духовные достижения – они выше любых сверхспособностей.

В духовной жизни все просто: терпение, смирение. Но даже эти качества от нас не зависят. Господь просто щелкнет пальцами – и нет ни терпения, ни смирения. Чувства и ум разрывает, и не можешь никак справиться с ними. Раньше справлялся, все хорошо было, но потом все Господь убирает, все сверхспособности. Каждый из нас попадет в такую ситуацию, обязательно.

Ум нас постоянно толкает на подвиги, а потом говорит: «Я тебе такое говорил? Не помню!». А ты уже всю жизнь на этом построил. И мы начинаем искать, кто ж такое нам говорил. Начинаем искать виноватых.

Давайте судьбу не испытывать, мой Вам совет, если Вы не готовы на такие испытания. Есть вопросы – идите к старшим.

Бхайраватарджака дас


Может ли быть любовь, према, между мужем и женой, между душами, мамой и ребенком? Или это возможно только по отношению к Господу?

Есть такое понятие, как према. Это любовные отношения души и Господа. Это суть жизни. И есть такое понятие, как раса, или вкусы отношений (родительская, дружеская раса и т.д.).

В материальном мире расы искажены, но и здесь они проявляются. Естественным образом эти расы есть. И человека это и подкупает в отношениях – вкус. Поэтому отношения – самое интересное в материальном мире. Но нужно понимать, что материальная раса искажена.

Настоящие отношения – они возможны только в том случае, когда у нас в центре будет стоять Господь. То есть эта раса возможна, но она возможна только через высший центр, только через Господа. Если же в центре Господа не будет, то материальная раса, даже самая сильная (супружеские отношения) – на чем она основана будет? На чувстве пустоты.

Я внутри пуст. Точнее, у меня, к примеру, нет качества мягкости, нежности. И я вижу девушку, у нее это качество есть. Девушка тоже видит: мужчина, молодец, сильный, богатый, мужественный. У нее качеств таких нет. Но есть пустота. И соприкасаются две пустоты. И что получается внутри? Получается еще большая пустота.

То есть, материальная раса – она основана на том, что из чувства пустоты создаются отношения. Поэтому сейчас куча разводов. Люди сходятся для того, чтобы заполнить пустоту, а в итоге получают еще большую пустоту. Но если есть полнота (а полнота – она идет только от Полного целого, только от связи с Господом), когда отношения строятся на полноте, на пересечениях полноты, тогда есть смысл говорить о каких-то уже более глубоких отношениях. То есть, это все возможно, если есть правильный центр – Господь.

Мадана Мурари дас


Желание дарить любовь и счастье – это относится к душе, но желания сами по себе материальные. Станет ли такое желание причиной моего рождения снова в этом мире?

На санскрите для определения любви есть слово према, любовь, и есть слово кама, или вожделение. В русском языке мы все это называем просто любовью.

И вот если у меня есть желание дарить прему, то и плод будет соответственный. Если же у меня желание дарить каму, то это материальное желание и материальное существование.

Счастье – оно, как и любовь, существует или чуть-чуть в гунне благости, или высшее, реальное счастье, которое возможно только в отношениях с Богом. Почему мы несчастливы? Потому что мы испытываем пустоту. Вот эта пустота, это несчастье, неполнота, происходит вследствие того, что я оторван от целого. Господь – он Полное Целое.

      ом пурнам адах пурнам идам
      пурнат пурнам удачйате
      пурнасйа пурнам адайа
      пурнам эвавашишйате

«Личность Бога всесовершененна, и так как Он абсолютен и совершенен, все, что исходит из Него, в частности этот проявленный мир, наделено всем необходимым, поскольку само является полным целым. Все, что исходит из Полного Целого, также обладает полнотой. И, как Полное Целое, Он пребывает в совершенном равновесии, несмотря на то, что из Него исходит такое множество законченных частей».

«Шри Ишопанишад», Обращение

Господь наполнен счастьем, блаженством. Когда я оторван от этого счастья – я несчастлив. Связь с Полным Целым – это счастье. То есть, если я хочу дарить вот это счастье, вот эту связь – то это не материальное желание. Любовь, према, и вот такая связь с Полным Целым – это не материальные желания. Если у вас есть желание это дарить – тогда вы достигли совершенства жизни.

Према и кама – разница между ними только в том, что кама – это оскверненная према. Например, есть молоко. Если его свернуть лимоном, то оно превращается в панир или в кефир, но это то же самое молоко. Кама – это та же самая према, просто она в материальном мире видоизменилась. Поэтому кама настолько сильная, настолько непреодолимая – потому что это та же самая према, но видоизмененная, и она обладает тем же могуществом. И наша задача – очиститься и опять вернуться в свое естественное состояние премы.

Каму невозможно побороть, можно только одухотворить сознание и разум, восстановив естественную связь с Полным Целым. Суть духовной жизни – понять, чего хочет Господь, и желать того же, чего хочет Он.

Мадана Мурари дас


Что делать с материальными желаниями, которые еще у нас остались? Попробовать снова воплотить их в жизнь, чтобы получить какой-то опыт и разочароваться? Или лучше не возвращаться к ним?

Ум силен, и может увести в сторону даже опытного мудреца. Когда мы соприкасаемся с теми привязанностями, которые у нас были до того, как мы начали развиваться духовно, то они могут проснуться, и мы потеряем контроль над умом. Поэтому лучше держаться подальше от таких вещей, и делать больше усилий в духовной практике. Нужно в духовном искать вкус.

Не нужно оглядываться назад на то, что было, что мы уже прошли. Мы должны быть направлены на духовную деятельность и духовную практику, если хотим научиться любить Господа.

Даже если нет еще вкуса к духовному, то все равно лучше не возвращаться к каким-то материальным соблазнам. Если есть еще сильная привязанность к материальным наслаждениям, нужно что-то поменять в своей практике, сделать ее сильной, начать общаться с тем человеком, у кого есть духовный вкус, чтобы заразиться желанием оставить все материальные желания и просто служить Богу. Молитесь Господу, и Он все желания вырвет из Вашего сердца.

Адикешава дас


Хотите получать уведомления о новых статьях на сайте?

Подпишитесь на E-mail рассылку!

Будет использоваться не чаще 1 раза в неделю только для рассылки новых статей, а также уведомлений об интересных событиях из духовного мира 🙂
Поясняющие статьи, аудио, домашние задания. Изучайте Веды в удобное для Вас время!