Покажите мне Бога!

Часто у нас, проповедников, спрашивают на улице: «Как увидеть Бога? Покажите мне Вашего Бога? Почему я Его не вижу?». В ответ на такие вопросы мы отвечаем: «А есть ли у Вас глаза, чтобы Его увидеть?».

Даже для того, чтобы лично увидеть президента страны, нужно иметь какие-то связи или самому быть заметной личностью. Что уж говорить про Самого Бога! Для того, чтобы увидеть и познать Бога, нужна соответствующая квалификация – нужно стать таким же чистым, как Бог.

Как увидеть Бога?

В «Бхагавад-гите» есть стих (18.42), который описывает качества чистого, практически святого человека. В ведической культуре таких людей называют брахманами:

«Умиротворенность, самообладание, аскетичность, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность – таковы природные качества брахманов, проявляющиеся в их деятельности».

Это очень возвышенные качества. Это те качества, которые обычному человеку не так просто развить. Даже взять, к примеру, качество честности. Честность обладает огромной силой. Если человек правдив, то через определенное время (10-12 лет) все, что он говорит, будет сбываться! Но что такое быть честным? Честность означает не просто говорить то, что я думаю, а говорить то, что соответствует священным писаниям. Быть честным – значит говорить истину, записанную в священных писаниях. И когда человек говорит в соответствии со священными писаниями, то через определенный период все, что он говорит, начинает сбываться. Потому что он – уже сама честность. Его сердце настолько очистилось, что он ничего уже не говорит, кроме правды.

«При чем здесь Бог?» – спросите Вы? А при том, что к Богу могут прийти только чистые, святые люди. Те люди, у которых есть как минимум качества, описанные выше.

Все ли возвышенные личности видят Бога?

Но даже став чистой личностью, невозможно постичь Бога. Просто иметь хорошие качества характера – этого недостаточно для того, чтобы понять, что Бог есть, и тем более для того, чтобы увидеть Его.

Узнать о том, кто такой Бог, как Его зовут, как Он выглядит и чем занимается, можно из книги Шрилы Прабхупады «Кришна — Верховная Личность Бога«.

В священных ведических писаниях сказано, что если человек просто живет в соответствии с этими принципами (то есть он честен, терпелив, умиротворен и т.д.), но не ставит в центре своей жизни Господа, если он просто развивает в себе хорошие качества, он никогда не сможет увидеть Бога. Занимаясь изучением священных писаний, благотворительностью, оплачивая церковные ритуалы ради приобретения материальных благ, человек не сможет постичь Господа, даже находясь на очень высоком уровне интеллектуального и морального развития.

Кто такой святой?

В 11 Песни «Шримад Бхагаватам» также описаны 26 качеств святой личности:

«Верховный Господь сказал: Дорогой Уддхава, святой человек исполнен милости и не причиняет другим боль. Он терпелив, даже если окружающие обращаются с ним дурно, и готов всегда простить любое живое существо. Источник его силы и смысла жизни — сама истина. Он полностью свободен от зависти и ревности, а ум его остается невозмутимым как в счастье, так и в горе. Он постоянно трудится ради благополучия других, и его разум не пятнается материальными желаниями. Его чувства находятся у него в подчинении, и его поведение достойно подражания. Он всегда обращается с другими вежливо и никому не грубит. Он свободен от чувства собственности. Он никогда не занимается обычной, мирской деятельностью и не ест больше, чем необходимо. Поэтому он всегда остается умиротворенным и невозмутимым. Святой человек вдумчив и считает Меня своим единственным прибежищем. Такой человек тщательно исполняет свой долг и не поддается внешним переменам, оставаясь спокойным и благородным даже в самых сложных ситуациях. Он одержал победу над шестью материальными состояниями: голодом, жаждой, скорбью, иллюзией, старостью и смертью. Он не думает о почете и всегда готов оказать почтение другим. Он умеет пробуждать в сердцах людей сознание Кришны и потому никогда никого не обманывает. Он настоящий друг и доброжелатель каждого, потому что испытывает ко всем сострадание. Такого возвышенного человека следует считать самым образованным среди людей. Он в совершенстве знает, насколько благоприятно следовать обычным религиозным заповедям, которые даны Мною в различных ведических писаниях. Он также знает, что, пренебрегая этими правилами, человек навлекает на себя множество неприятностей. Однако, окончательно укрывшись у Моих лотосных стоп, святой человек в конечном итоге отказывается от обычных религиозных обязанностей и поклоняется только Мне. Поэтому его считают лучшим среди всех живых существ».

«Шримад Бхагаватам, 11.11.29-32»

В этих стихах сказано, что самым главным качеством святого является абсолютная преданность Верховному Господу. Все остальные качества являются второстепенными и развиваются в человеке по мере углубления в нем любви к Богу. Об этом также написано в книге «Шри Харинама Чинтамани» Бхактивиноды Тхакура.

То есть, обладать хорошим характером и возвышенными качествами еще недостаточно для того, чтобы увидеть Бога. Нужно стать абсолютно преданным Ему.

Что нам не поможет увидеть Бога?

Шрила Рупа Госвами, святой в вайшнавской традиции, то же самое говорит о качествах, необходимых тому, кто хочет увидеть Господа: такой человек должен стать чистым преданным Бога и служить Ему.

«Чистое преданное служение — это бескорыстная непрерывная деятельность, свободная от кармы, гйаны и йоги, направленная на удовлетворение Кришны (Господа)».

«Бхакти расамрита синдху», 1.1.11

Карма – это деятельность ради ее плодов. Гйана – это изучение писаний и получение знаний ради того, чтобы постичь Абсолютную Истину. А йога – это практика, которая позволяет восстановить связь со Сверхдушой – экспансией Бога в нашем сердце.

Об этих формах саморазвития можно прочесть в книгах «Бхагавад-гита как она есть» или «Наука самоосознания«.

Так вот, если наши попытки познать Бога покрывают материальные желания или стремление к философскому поиску Истины, они никогда не будут чистыми. И сколько бы мы не изучали Веды, другие священные писания, сколько бы ни совершали ритуалов, мы не сможем постичь Верховную Личность Господа, потому что:

Господь проявляется только в уме преданного ему человека, который постоянно помнит о Нем.

Что же нам мешает по-настоящему помнить о Боге? Почему мы отвлекаемся на какие-то посторонние вещи, даже когда думаем, что серьезно занимаемся духовной практикой?

Что нам мешает увидеть Бога?

Бхактивинода Тхакур, вайшнавский святой, в одном из своих стихов говорит: если в уме человека есть страх и гнев, то в таком уме никогда не поселится Верховный Господь.

Страх и гнев — это эмоции, которые мы часто переживаем в нашей реальной жизни. Даже во время молитвы или чтения священных писаний мы вспоминаем прошлые обиды, у нас возникают какие-то беспокойства о нашем будущем: как я буду жить, что я буду делать, если случится то, или это… И вот эти все вещи порождают в нас эмоции, главными из которых являются страх и гнев. Эти базовые эмоции мешают человеку помнить о Господе, мешают тому, чтобы Бог поселился в нашем сердце. Они мешают нам увидеть Бога.

Как избавиться от этих эмоций?

«О ум, поклоняйся лотосным стопам сына Нанды (Господа), делающими человека бесстрашным».

Говинда дас, бхаджан «Бхаджаху ре мана»

Только так можно избавиться от страха: начать поклоняться Господу под руководством духовного учителя. И когда человек постепенно поднимается на уровень истинной святости, его сердце настолько очищается, что он начинает ощущать к Господу трепет, он начинает общаться с Господом. Он приобретает духовное зрение и, в конце концов, становится достойным того, чтобы увидеть Бога.

Если Вас заинтересовала эта тема, напишите нам, мы ответим на Ваши вопросы или встретим в киевском храме и лично обсудим философию Сознания Кришны и то, как можно увидеть Бога уже в этой жизни.

Чем детальнее Вы опишите суть вопроса, тем лучше мы сможем помочь Вам.