Читайте начало статьи «Ключевая вещь на духовном пути» — «Фундамент духовной практики«
Понимание своей истинной природы, природы Господа и наших с Ним взаимоотношений называется на санскрите «самбандха гьяна», и это ключевая вещь на духовном пути.
Когда мы понимаем, кто я и кто такой Господь, тогда приходит знание, в каком настроении и о чем нужно молиться, чтобы развивать с Богом близкие отношения.
Читайте в статье:
- Полное предание себя Господу — что это?
- Если выбрана неправильная цель?
- Безответственная жизнь — враг духовной практики
- Настроение ученика — ключевая вещь на духовном пути
Знание самбандха гьяны защищает нас от оскорблений, которые являются основным препятствием на духовном пути. Оно дает нам силу идти по этому пути.
А еще знание самбандхи развивает определенное настроение – настроение полного предания себя Богу, шаранагати. Об этом хорошо рассказывается в статье «На все воля Божья«. Если в моем сердце не живет шаранагати, значит, я до сих пор не понял, кто я, кто такой Бог и какие у нас с Ним отношения.
Что означает «полностью предаться Господу»?
Шаранагати – это определенное настроение во взаимоотношениях с Богом. Есть два основных ключа к этому состоянию:
- отвергать все неблагоприятное для духовной практики;
- принимать все благоприятное.
Детально об этом рассказывается в книге «Нектар наставлений«
То есть, мы избегаем всех вещей, которые мешают идти по пути служения Богу, и принимаем все, что помогает идти по этому пути.
И в первую очередь нужно избегать оскорблений, оскорбительного настроения и всего, что с этим связано. Тогда мы будем очень быстро развивать отношения с Богом.
Идущие этим путем решительны и целеустремленны, и у них одна цель. О потомок Куру, многоветвист разум тех, кто нерешителен.
Бхагавад-гита как она есть, 2.41
Шаранагати пронизывает весь духовный путь, и со временем оно углубляется. Можно считать, что мы полностью предаемся Господу, когда наше внимание не забирают материальные богатства и другие искушения, когда они не отвлекают нас от духовной практики.
Тем, кто слишком привязан к чувственным удовольствиям и материальному богатству и чей ум из-за этого все время пребывает в заблуждении, не хватает решимости посвятить себя преданному служению Верховному Господу.
Бхагавад-гита как она есть, 2.44
Что будет, если идти верным путем к неправильной цели?
Обычно, если мы начинаем погружаться в детали, забыв об основах, о цели, то это может откинуть нас обратно в пучину материального бытия.
Определенное настроение любовного служения Богу – это уровень ума, это не уровень разума. На уровне разума мы можем научиться правильно действовать. Но когда цель неправильная, то все, что бы мы ни делали, приведет нас не туда. И не только нас, но и тех, кто пойдут за нами. И в результате мы будем отвечать не только за свои ошибки, но и за ошибки тех, кто пойдет за нами.
Что бы ни делал великий человек, обыкновенные люди следуют его примеру. И какие бы нормы ни устанавливал он своим поведением, их придерживается весь мир.
Бхагавад-гита как она есть, 3.21
О науке лидерства рассказывается в статье «Основы лидерства согласно Ведам«
Важно очень хорошо понимать философию. Если нет правильного понимания основ, цели, то в процессе духовной практики результат будет непредсказуемый. Никто не знает, куда нас в следующий раз занесет, если мы строим свой дом на песке. Все наши усилия могут в одно мгновение уйти. Вы можете три года делать ремонт в доме, построенном на песке, а потом стена отвалится, и ничего не останется.
Поэтому, если Вы настроены серьезно в духовной практике, нужно с самого начала заложить прочный фундамент. И этот фундамент заключается в том, что мы расставляем правильные приоритеты в жизни.
Безответственная жизнь – враг духовной практики
У большинства из нас укоренилась привычка жить поверхностно, безответственно, не смотреть в корень.
В чем проявляется наша безответственность? В том, что мы не подходим глобально к какому-то вопросу.
Чуть поманили морковкой – и мы побежали.
Но разумный человек, если он приходит на работу, то кроме начальника, который много всего обещает, он еще разговаривает с работниками. Он их спрашивает: «Вот он там обещает, а как вы вообще себя чувствуете?». Разумный человек разносторонне подходит к вопросу выбора работы.
И к духовной практике тоже нужно подходить разносторонне (об этом читайте в статье «Какую религию выбрать«). Нужно сначала хорошо разобраться, и потом идти дальше. Перед тем, как делать дома ремонт, будет разумным чуть в это погрузиться, а не просто приехать в магазин и покупать все подряд, даже если оно не пригодится.
Нужно сначала понять, что мы хотим делать, и только потом – как мы это будем делать.
Наша цель – любовь к Богу и общение с единомышленниками. Любовь к Богу – это основа. Есть ли у нас четкое понимание того, куда я иду? Помогает нам круг общения, вдохновляет нас?
И если смотреть с этой точки зрения, то не обязательно все жизненные ситуации разбирать во всех деталях. Некоторые вещи лучше просто отбросить. Это нетрудно сделать благодаря хорошему общению, четкой постановке цели и внимательному повторению Имен Бога. А это ключевая вещь на духовном пути.
О том, как повторять Имена Бога, читайте в статье «Самая могущественная мантра«
Если мы будем удерживать эти маяки у себя в сознании, если всегда будем сосредоточены на главном, то тогда постепенно мы сможем выбраться из этой темницы – из материального мира, и вернуться в духовный мир, полный вечности, знания и блаженства. Но для этого нам нужно реально захотеть этого.
Настроение ученика — еще одна ключевая вещь на духовном пути
Ошибки в духовной практике неизбежны. Важно просто помнить о цели и проявлять глубочайшую искренность и смирение в подобных ситуациях.
Нужно искать причины этих ошибок в себе, а не во вне. Иначе мы обязательно найдем виноватых, мы раздуем ситуацию, и весь наш духовный прогресс будет остановлен незаметно для нас самих. Мы будем думать, что куда-то идем, но никакого движения не будет.
Путь любви к Богу – это всегда путь вовнутрь, в глубину. О том, как найти Бога, читайте в одноименной статье.
Нужно уметь правильно связывать эти вещи между собой. Это как машину разобрать по запчастям и сложить ее заново. Для того, чтобы она снова поехала, ее нужно правильно собрать назад. И мы какие-то детали нашей философии в этой и предыдущих статьях собрали.
Мы встали на духовный путь. И если мы не так соберем акценты, то никуда не поедем, потому что оно не будет ехать. И в результате мы будем думать, что этот путь не работает.
Но проблема в том, что нужно было собрать машину по-человечески, нужно было спросить того, кто знает, как ее собрать. Но мы решили, что сами все знаем, что все уже поняли. А нужно научиться спрашивать. Нужно всегда сохранять настроение ученика – это ключевая вещь на духовном пути. Это залог успеха.
Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину.
Бхагавад-гита как она есть, 4.34
Если Вы серьезно настроены развиваться духовно, предлагаем почитать некоторые из книг, в которых основы философии объясняются доступным языком. Также Вы можете написать нам письмо с вопросом, или приехать в храм, заранее договорившись о встрече через форму связи на странице «Контакты».