Какую религию выбрать?

Находитесь в поиске духовного пути? Ищете подходящую для себя религиозную традицию? Наша статья быстро поможет разобраться в том, какую религию выбрать.


Из этой статьи Вы узнаете:


Что такое религия?

Очень важно дать определение термину «религия», прежде чем решить, какую религию выбрать.

Какую религию выбрать
Перед тем, как понять, какую религию выбрать, нужно разобраться, в чем между ними разница

Сейчас слово религия имеет негативную окраску. Когда обычные люди говорят про религию, подразумевается какое-то сектантство, фанатизм, ритуализм, какой-то обман.

И, конечно же, пожертвования. Обязательно нужно, чтобы с вас собрали пожертвования. Так думает большинство людей. И когда они слышат слово «религия», то их начинает коробить. Такие люди уже не думают о том, какую религию выбрать. Они просто отказываются от любой религии.

В чем суть религии? Как отличить религию от секты?
Суть религии — в пожертвованиях?…

На сегодняшний день термин «религия» осквернили. И мы, как представители древнейшей религиозной традиции, должны реабилитировать его в этой статье, дав изначальное определение словам «религия», «религиозность». И помочь Вам определиться с тем, какую религию выбрать.

Кстати, слово Бог тоже осквернено. Его на улице тоже не очень благоприятно использовать. Если ты говоришь «Бог», люди сразу не понимают и пугаются. «Поговорим о Боге» — и все, на этом можно заканчивать разговор. Надоел человек – говоришь: «Давайте поговорим о Боге», и человек уходит сам, естественным образом.

Что нужно знать перед тем, как выбрать религию?

Из-за того, что слово «религия» неправильно понимают в обществе, мы используем вместо него слово «дхарма». Это санскритское слово, которое часто встречается в ведических писаниях.

Дхарма, или религия в правильном смысле – это законы Бога.

Дхарма – это то, что Господь установил. Это как законы физики. Никто же не сопротивляется законам физики? Никто их не отвергает, все в них верят, никто не может их доказать и понять, откуда они происходят, никто не знает, как это все работает. Но все верят в законы физики, понимают они их или нет.

Законы Бога выше законов физики

Точно так же дхарма – это законы Бога. Они незыблемы и научны. И Шрила Прабхупада, вайшнавский святой, очень хорошую аналогию приводит. Он говорит, что: «Дхарма – это то, что дал Сам Господь. Никто не может придумать религию. Истинной является та религия, которая пробуждает в человеке преданность Верховному Господу, та религия, что дана Верховной Личностью Бога, подобно тому, как подлинным считается закон, установленный государственной властью».

Поэтому осознанная вера в Бога – это суть религии.
Осознанная вера в Господа - это суть любой религии
Суть религии — в осознанной вере в Бога

Если государство установило закон, то он считается подлинным. Закон нельзя придумать у себя дома. Мы не можем сесть, собраться вместе, придумать какой-то закон в нашей стране и считать, что теперь он будет работать. Вот точно так же невозможно придумать религию.

Какие есть веры?

Помимо «авторитетных», классических религиозных традиций (христианство, ислам, иудаизм, вайшнавизм и т.д) постоянно появляются различные ответвления. Они могут увести человека с пути осознания Бога.

Как выбрать веру, чтобы она привела к истинной цели? Нужно, во-первых, проанализировать ее на три составляющие:

  • Все истинные религиозные традиции проверены временем. И это время исчисляется не 20-50 годами, а тысячелетиями.
  • В каждой религиозной традиции, которая ведет к Богу, должны быть священные писания, написанные не человеком. Писания должны быть богооткровенными – переданными Богом Его истинному представителю.
  • В каждой истинной традиции есть святые люди, в чистоте которых не усомнишься.
Святые люди в любой религии
Каждая религиозная традиция имеет святых, в чистоте которых нет сомнений

Если в той вере, которую Вы хотите выбрать для себя, все это есть – тогда Вы на правильном пути.

Новые веры, не являющиеся религией

Но Шрила Прабхупада пишет, что в наш век стало очень модно придумывать новые дхармы. И стихи «Шримад Бхагаватам» (7.15.13-14) описывают разные категории того, что не называется религией. Это то, что, по сути, мешает духовному прогрессу, что отклоняет человека от истинного пути:

«Различные предписания, которые мешают человеку выполнять его религиозные обязанности, называются видхармой.
Религиозные принципы, предназначенные для других, именуют пара-дхармой.
Новая религия, созданная самолюбивым гордецом и противоречащая принципам Вед, носит название упадхармы.
А когда кто-то с помощью казуистики истолковывает религиозные принципы на свой лад, он изобретает чхала-дхарму.
Псевдорелигия, выдуманная тем, кто сознательно пренебрегает обязанностями, соответствующими его уровню духовного развития и положению в обществе, называется абхасой (бледным отражением или ложным подобием)».

«Шримад Бхагаватам», 7.15.13-14

Новые религии, которые не приводят к цели

Думаете над тем, какую религию выбрать? Нужно прежде всего понять, в чем суть религии и какова основа религии, к которой Вы присматриваетесь.

Какова основа религии, как понять ее суть?
В чем основа любой религии? Каких религий стоит опасаться?

Итак, перечислим кратко те новые религии, которых следует опасаться, и которые не являются дхармой – законами Бога:

  • все, что мешает заниматься духовной практикой, но подается под видом таковой (различная эзотерика и все, что делается для себя, любимого, а не для Бога);
  • религия, предназначенная для человека другого уровня развития;
  • религия, которую придумал человек;
  • толкование религиозных принципов на свой лад (любые собственные толкования священных писаний, идущие в разрез с общепринятыми канонами);
  • ложное подобие религии, выдуманное людьми, которые не могут следовать предписаниям своей традиции, и потому пренебрегают ими, придумывая собственные «заменители».

Про религию, которая не является таковой

Первая категория лжерелигии – это то, что противоречит принципам дхармы, законам Бога. Это какой-то ритуализм, направленный на удовлетворение собственных чувств. Это все относится к категории видхарма.

Поэтому перед тем, как выбрать веру, и для того, чтобы понять, что Вы не пойдете по ложному пути, нужно изучить, а какой же путь истинный? Если Вы следуете религии, которая противоречит тому, что хочет от человека Бог, то, естественно, Вы к Нему не придете в ближайшем будущем. И основные законы Бога (краткое содержание) прописаны в книге «Бхагавад-гита как она есть».

"Бхагавад-гита" - это главные законы, созданные Богом
В «Бхагавад-гите» описаны основные законы Бога

Еще одна категория – это парадхарма, или подражание религиозным системам, которым человек не способен следовать. Это могут быть истинные религиозные принципы, но они могут относиться к более высокому уровню развития человека.

Есть разные уровни духовной практики, разные ступени. И на каждом уровне человек должен следовать своей практике. Ваш уровень поможет понять духовный учитель, или наставник.

Почему религиозных систем так много?

Для разных людей есть свои определенные наставления, в соответствии с их уровнем. Этим наставлениям они должны следовать, чтобы на данном этапе прогрессировать. Именно поэтому существует так много авторитетных религиозных традиций.

И если человек перескакивает через ступени, если он не прошел предварительные этапы развития любви к Богу, то это называется сентиментализм, а не вера или отношения с Богом. В итоге, такой человек опустится на еще более низкий уровень и может перестать практиковать.

Именно этим опасно подражание более высоким принципам и стандартам духовной жизни. Поэтому, выбирая религию, учитывайте свой уровень духовного развития!

Выбор религии согласно уровню развития
Религию следует выбирать с учетом своего уровня духовного развития

Лучше быть честным домохозяином и служить Богу в семье, чем монахом-притворщиком, который постоянно думает о чувственных наслаждениях.

Как понять свой духовный уровень?

Часто человек начинает завышать стандарты, принимая для себя те, которые находятся выше его уровня. Какое-то время он может следовать этому. Но потом он падает с этого уровня на уровень намного ниже того, на котором он был до этого.

И для того, чтобы опять восстановится, ему нужно прилагать большие усилия. Поэтому человек должен следовать своему уровню, на котором он находится. И постепенно, постепенно прогрессировать.

Понять свой уровень можно, обратившись к старшим, к наставникам, духовным учителям. Поэтому принцип гуру – это самый важный, фундаментальный принцип духовной жизни в любой религиозной традиции. Об этом много пишет не только Шрила Прабхупада, но и Силуан Афонский и другие христианские подвижники.

Для чего существует множество религиозных традиций?

С целью постепенного духовного продвижения Богом были даны различные религии или традиции. Каждая религиозная традиция – она несет в себе предписания и заповеди для определенного общества.

Разные религии для разных людей
Каждая религия предназначена для определенного общества и уровня развития людей

К примеру, в христианстве есть заповедь: «Не убий». Подобные законы даются только для того общества, в котором убийство, в том числе и убийство животных – это нормально. Вот для таких людей священные писания пишут: «Не убий!».

Но религиозные традиции для более чистых людей дают уже другие принципы поведения и морали. Потому что для них естественной является ахимса – непричинение вреда другим живым существам. Они уже за много жизней до этого очистили свое сердце. Таким людям не нужно говорить: «Не убий!», потому что они и так никого не способны убить.

Передача знаний по парампаре, без собственных толкований – это основа религии

Извращение смысла сказанного как один из видов лжерелигии – это очень большая тема. Когда Шрила Прабхупада приехал в Америку, он не был первым, кто привез «Бхагавад-гиту», священное писание Индии, на Запад. Она уже была известна.

И мало того, что она была известна – она была уже прокомментирована в сотнях вариантов. Посмотрев на это, Шрила Прабхупада понял, что срочно нужен еще один комментарий на «Бхагавад-гиту».

Его спросили: а зачем еще один комментарий? Есть 300-400 комментариев на английском языке, зачем еще один? И Шрила Прабхупада объяснил: все эти комментарии бесполезны. Потому что авторы за счет авторитета Господа хотели протолкнуть свои идеи, или просто заработать на Боге.

Изучайте священные писания через духовных учителей

«Бхагавад-гиту» знают все, это авторитетное писание. Все хотят прокомментировать ее. Поэтому Шрила Прабхупада дал людям запада «Бхагавад-гиту как она есть». Он просто собрал комментарии ачарьев, представителей цепи ученической преемственности, и в доступной для нас форме, ничего не меняя и не искажая смысл, написал комментарий так, чтобы мы смогли понять это писание.

Защита в виде парампары духовных учителей
Истинная религия передается по цепи духовных учителей, чтобы сохранить знания в неизменном виде

Поэтому у нас должна быть защита в виде гуру парампары (цепи духовных учителей). В ее свете мы понимаем и священные писания, и высшую цель. И это — возможность идти по безопасному пути к Богу.

Какую религию выбрать – новую модную, или консервативную?

Самая популярная сейчас категория лжерелигии – это новые религии, придуманные людьми. Сейчас модно придумывать новые религии, которые уже даже сложно назвать словом «дхарма». И если раньше лжедхарму придумывали хотя бы йоги и свами, то сейчас — просто бизнесмены или обычные люди, далекие от духовности.

Я посмотрел в Интернете, какие сейчас люди придумывают новые религии. И интересно, что все новые придуманные религии – это не столько религии, сколько протест против существующих религий. Или просто насмешка над ними.

Например, люди придумали джадаизм. Смотрели «Звездные войны»? Там джадаи были, у них сила была. И фанаты придумали новую религию. Последователи этой религии верят в силу джадаев… И это просто смешно.

Религиозные традиции современности вызывают смех
Новые лжерелигии просто смешны. Не попадитесь на их удочку!

Или, допустим, сатанизм. Это так называемая религия, которая идет в полном противоречии с христианством. Люди поклоняются некоему Сатане – личности с головой козла и копытами. Почему? Потому что они устали от так называемой религии, которую дает современное общество.

Новые религиозные традиции – это:

  • способ заработать;
  • способ получить какие-то почести;
  • возможность обзавестись последователями;
  • выразить какой-то протест;
  • или же неспособность следовать принципам определенной традиции.

И люди создают свою традицию, какое-то отклонение, ответвление. У них появляются последователи, которые тоже не хотят в полной мере следовать принципам авторитетных религиозных традиций. И вот так, постепенно, разбавляются истинные духовные течения, и религия со временем вырождается. И это не то, чтобы сейчас стало в новинку – создавать новые духовные традиции. Это описано в священных писаниях много тысяч лет назад.

Какую религию выбрать разумному человеку?

Поэтому разумный человек обязан понять, чему на самом деле он должен следовать. И в этом ему помогает «Бхагавад-гита». В этом богооткровенном писании есть все религиозные системы, все принципы.

В «Бхагавад-гите как она есть» описано знание в разных гунах, на разных уровнях. И эти уровни очень тесно связаны с той религией, которую мы для себя выбираем.

«Знание, позволяющее человеку, несмотря на многообразие видов и форм живых существ, видеть их единую духовную природу, следует считать знанием в гуне благости.
Знание о том, что в разных телах находятся разные по природе живые существа, называется знанием в гуне страсти.
A знание, привязывающее человека к одному виду деятельности как к единственно важному, не дающее представления об истине и отличающееся узостью и скудостью, называют знанием в гуне невежества».

«Бхагавад-гита как она есть», 18.20-22

Знание о религиях в разных гунах

Знание в гуне благости – это когда мы видим, что во всех живых существах проявляется душа. Когда мы понимаем, что все живые формы жизни – там есть душа. Это знание в гуне благости, и оно является трамплином к осознанию Бога.

Религии в разных гунах
Знание о том, что в каждом теле живет душа, является трамплином к осознанию Бога

А знание о том, что есть человек, а все живые существа – это вообще непонятно что – это знание в гуне страсти. «Только у человека есть душа, у всех остальных души нет. Значит, всех остальных можно скушать». Такое можно услышать на каждом углу. В наше время 98% людей находятся под влиянием гун страсти и невежества, поэтому совершенно не интересуются духовностью.

Есть еще знание в гуне невежества. «Иди работать и расслабься». И вот ты работаешь себе на одной работе, и не паришься – это знание в гуне невежества. Для таких людей высшая цель жизни – просто устроиться на работу, и все. А что еще делать?

В зависимости от гуны, которая влияет, мы можем примерно представить, чему человек будет следовать, какое у него будет понимание религии. Себя же проанализировать очень сложно. Наш ум всегда будет уводить нас с правильной дороги.

Как выбрать религию, руководствуясь разумом?

Помимо знания о гунах есть еще разум.

Разум в гуне благости способен определить, что следует и чего не следует делать. В гуне благости мы понимаем, что порабощает, что не порабощает, что благоприятно, что неблагоприятно для духовной жизни. В благости – это подразумевается знание священных писаний. Даже гуна страсти подразумевает знание священных писаний. Если человек не следует священным писаниям, то гуна страсти и гуна благости ему в принципе не светят. А значит, не светит и истинная духовность.

Разум в гуне страсти – это когда человек не совсем понимает, что такое религия, что такое безбожие, сатанизм, джадаизм, Харе Кришна… Он не понимает. Но такие люди могут заинтересоваться, почитать книгу о Боге, как-то привлечься религией. И это тоже неплохо.

Разумные книги помогают понять смысл в жизни
Когда человек не понимает, какую религию выбрать, он может почитать об этом разумные книги

И самая интересная категория людей – это категория с разумом в невежестве. Это люди, которые встречают религиозных людей и начинают кричать на них, считая, что они – фанатики, дармоеды, лентяи, и вообще непонятно что.

Как выбрать религию, исходя из ее цели?

И логичный вопрос должен возникнуть у разумного человека: «Супер, столько религий! В Википедии – там сотни новых религий, у них тысячи, миллионы последователей. И чего же достигают такие люди? Ради чего они все это делают?».

Разумный вопрос?

Поэтому человек, прежде чем понять, какую религию выбрать, должен найти ответ на вопрос: «А чего человек достигает, следуя тем религиям, которые не относятся к категории дхармы, или того, что дал Господь?».

И в зависимости от того, в какой гуне находится человек, ту традицию он и выбирает. А в зависимости от того, в какой гуне он оставит тело, таких результатов он и достигнет.

По сути, финал человека – это то, куда он как душа отправится после смерти: к Богу, в тело животного, в рай, в ад, или куда-то в другое место? Именно это нужно понять, прежде чем выбрать религию. Иначе Вы просто проживете еще одну жизнь зря.

Какую религию выбрать, чтобы не прожить свою жизнь зря…

«О каком бы состоянии бытия ни помнил человек, покидая тело, того состояния он и достигнет в следующей жизни.

«Бхагавад-гита как она есть», 8.6

Сам Господь в «Бхагавад-гите» говорит:

«Тот, кто непрестанно помнит Меня, сможет легко прийти ко Мне, ибо он все время служит Мне. Придя ко Мне, великие души, йоги-преданные, никогда больше не возвращаются в этот бренный, полный страданий мир, ибо они обрели высшее совершенство».

«Бхагавад-гита как она есть», 8.14-15

Истинная религия должна вести к Богу, должна постоянно напоминать о Нем. А все остальное – пустая трата времени.

Религия должна вести к Богу
Истинная религия ведет в царство Бога. Все остальные занятия — пустая трата времени

А уже среди истинных религий Вы должны выбрать ту, предписаниям которой Вы сможете следовать до конца жизни. И никогда не сходить с этого пути.

И обязательно нужно найти духовного наставника в своей религиозной традиции, который проведет Вас по пути к Богу самым коротким и безопасным путем.

Суть религии – вера в Бога

Во всех духовных традициях могут быть люди, которые духовно намного выше, чем мы. Поэтому мы должны понимать, какое место занимает каждая традиция, и как правильно себя вести с ее представителями. Иначе можно оскорбить святого человека другой веры и самому из-за этого сойти с духовного пути.

Обладать знанием означает проявлять смирение. Но, тем не менее, каждый представитель какой-то религиозной традиции считает, что его вера – она самая правильная, а все остальное неправильно. И это нормально, иначе мы бы не смогли следовать своей религии.

Но не нужно рушить веру людей, если они следуют другой традиции. Пусть следуют. А наша задача – вдохновлять своим примером, делиться вкусом в своей религиозной традиции. Что мы и пытаемся делать, распространяя книги Шрилы Прабхупады: «Бхагавад-гиту», «Шримад Бхагаватам», «Науку самоосознания» и другие.


О том, что такое настоящая религия, слушайте из уст святого человека — Шрилы Прабхупады. Вы очень быстро поймете, как правильно выбрать религию, чтобы она привела вас к Богу.