Какую религию выбрать?

Очень важно дать определение термину «религия», прежде чем решить, какую религию выбрать. Сейчас слово религия имеет немного негативную окраску. Когда обычные люди говорят про религию, подразумевается какое-то сектантство, фанатизм, ритуализм, какой-то обман и, конечно же, пожертвования. Обязательно нужно, чтобы с вас собрали пожертвования. Когда речь идет о религии, значит, нужно давать деньги. Так думает большинство людей. И когда они слышат слово «религия», то их начинает коробить. И они уже не думают о том, какую религию выбрать – они просто отказываются от любой религии.

Какую религию выбрать

И так как этот термин осквернили, то мы, как представители древнейшей религиозной традиции, должны реабилитировать его в этой статье, дав изначальное определение словам «религия», «религиозность», и помочь Вам определиться с тем, какую религию выбрать.

Кстати, слово Бог тоже осквернено, его на улице тоже не очень благоприятно использовать. Если ты говоришь «Бог», люди сразу не понимают и пугаются. «Поговорим о Боге» — и все, на этом можно заканчивать разговор. Надоел человек – говоришь: «Давайте поговорим о Боге», и человек уходит сам, естественным образом.

Что нужно знать перед тем, как выбрать религию?

Из-за того, что слово «религия» неправильно понимают в обществе, мы используем вместо него слово «дхарма». Это санскритское слово, которое часто встречается в ведических писаниях.

Дхарма, или религия в правильном смысле – это законы Бога. Дхарма – это то, что Господь установил. Это как законы физики: никто же не сопротивляется законам физики? Никто их не отвергает, все в них верят? Никто не может их доказать и понять, откуда они происходят, никто не знает, как это все работает, но все верят в законы физики, понимают они их или нет.

Точно так же дхарма – это законы Бога. Они незыблемы и научны. И Шрила Прабхупада, вайшнавский святой, очень хорошую аналогию приводит. Он говорит, что: «Дхарма – это то, что дал Сам Господь. Никто не может придумать религию. Истинной является та религия, которая пробуждает в человеке преданность Верховному Господу, та религия, что дана Верховной Личностью Бога, подобно тому, как подлинным считается закон, установленный государственной властью». И осознанная вера в Бога – это суть религии.

Если государство установило закон, то он считается подлинным. Закон нельзя придумать у себя дома. Мы не можем сесть, собраться вместе, придумать какой-то закон в нашей стране и считать, что теперь он будет работать. Вот точно так же невозможно придумать религию.

Какие есть веры?

Помимо «авторитетных», классических религиозных традиций (христианство, ислам, иудаизм, вайшнавизм и т.д) постоянно появляются различные ответвления, которые могут увести человека с пути осознания Бога.

Как выбрать веру, чтобы она привела к истинной цели? Нужно, во-первых, проанализировать ее на три составляющие:

  • Все истинные религиозные традиции проверены временем. И это время исчисляется не 20-50 годами, а тысячелетиями.
  • В каждой религиозной традиции, которая ведет к Богу, должны быть священные писания, написанные не человеком. Писания должны быть богооткровенными – переданными Богом Его истинному представителю.
  • В каждой истинной традиции есть святые люди, в чистоте которых не усомнишься.

Если в той вере, которую Вы хотите выбрать для себя, все это есть – тогда Вы на правильном пути.

Но Шрила Прабхупада пишет, что в наш век стало очень модно придумывать новые дхармы. И стихи «Шримад Бхагаватам» (17.15.13-14) описывают разные категории того, что не называется религией, и то, что, по сути, мешает духовному прогрессу, что отклоняет человека от истинного пути:

«Различные предписания, которые мешают человеку выполнять его религиозные обязанности, называются видхармой.
Религиозные принципы, предназначенные для других, именуют пара-дхармой.
Новая религия, созданная самолюбивым гордецом и противоречащая принципам Вед, носит название упадхармы.
А когда кто-то с помощью казуистики истолковывает религиозные принципы на свой лад, он изобретает чхала-дхарму.
Псевдорелигия, выдуманная тем, кто сознательно пренебрегает обязанностями, соответствующими его уровню духовного развития и положению в обществе, называется абхасой (бледным отражением или ложным подобием)».

«Шримад Бхагаватам», 17.15.13-14

Новые религии, которые не приводят к цели

Когда Вы думаете над тем, какую религию выбрать, нужно понять, в чем суть религии и какова основа религии, к которой Вы присматриваетесь.

Итак, перечислим кратко те новые религии, которых следует опасаться, и которые не являются дхармой – законами Бога:

  • все, что мешает заниматься духовной практикой, но подается под видом таковой (различная эзотерика и все, что делается для себя, любимого);
  • религия, предназначенная для другого уровня развития;
  • религия, которую придумал человек;
  • толкование религиозных принципов на свой лад (любые собственные толкования священных писаний, идущие в разрез с общепринятыми канонами);
  • ложное подобие религии, выдуманное людьми, которые не могут следовать предписаниям своей традиции, и потому пренебрегают ими, придумывая собственные «заменители».

Про религию, которая не является таковой

Первая категория лжерелигии – это то, что противоречит принципам дхармы. То есть то, что противоречит принципам Вед, законам Бога, какой-то ритуализм, направленный на удовлетворение собственных чувств. Это все относится к категории видхарма. Перед тем, как выбрать веру, и для того, чтобы понять, что Вы не пойдете по ложному пути, нужно изучить, а какой же путь истинный. Если Вы следуете религии, которая противоречит тому, что хочет от человека Бог, то, естественно, Вы к Нему не придете в ближайшем будущем. Основные законы Бога (краткое содержание) прописаны в «Бхагавад-гите как она есть».

Еще одна категория – это парадхарма, или подражание религиозным системам, которым человек не способен следовать. Человек чему-то подражает, это могут быть религиозные принципы, они могут быть истинными, но они могут не относиться к его уровню. Есть разные уровни духовной практики, разные ступени. И на каждом уровне человек должен следовать своей практике.

Какие есть веры и почему религиозных систем так много?

Для разных людей есть свои определенные наставления, в соответствии с их положением, их уровнем, которых они должны придерживаться для того, чтобы на данном этапе прогрессировать. И если человек не следует этому, а перескакивает через ступени, если человек не прошел предварительные этапы развития любви к Богу, то это будет просто сентиментализмом, а не вера или отношения с Богом. И в итоге такой человек опустится на еще более низкий уровень и вообще может перестать практиковать. Именно этим опасно подражание более высоким принципам и стандартам духовной жизни. Лучше быть честным домохозяином и служить Богу в семье, чем монахом-притворщиком, который постоянно думает о чувственных наслаждениях.

Обычно, если человек начинает завышать стандарты, принимая для себя те, которые находятся выше его уровня, то какое-то время он может следовать этому. Но потом человек падает с этого уровня на уровень, который намного ниже, чем тот, на котором он был до этого. И для того, чтобы опять восстановится, ему нужно прилагать большие усилия. Поэтому человек должен следовать своему уровню, на котором он находится, и постепенно, постепенно прогрессировать. Понять свой уровень можно, обратившись к старшим, к наставникам, духовным учителям. Принцип гуру – это самый важный, фундаментальный принцип духовной жизни в любой религиозной традиции. Об этом много пишет не только Шрила Прабхупада, но и Силуан Афонский и другие христианские подвижники.

Именно с целью постепенного духовного продвижения Богом были даны различные религии или традиции. Каждая религиозная традиция – она несет в себе предписания и заповеди для определенного общества.

К примеру, в христианстве есть заповедь: «Не убий». Подобные законы даются только для того общества, в котором убийство, в том числе и убийство животных – это нормально. Вот для таких людей священные писания пишут: «Не убий!». Но религиозные традиции для более чистых людей дают уже другие принципы поведения и морали. Потому что для них естественной является ахимса – непричинение вреда другим живым существам. Они уже за много жизней до этого очистили свое сердце. Им не нужно говорить: «Не убий!», они и так никого не способны убить.

Передача знаний по парампаре, без собственных толкований – это основа религии

Извращение смысла сказанного как один из видов лжерелигии – это очень большая тема. Когда Шрила Прабхупада приехал в Америку, он не был первым, кто привез «Бхагавад-гиту», священное писание Индии, на Запад. Она уже была известна. И мало того, что она была известна – она была уже прокомментирована в сотнях вариантов. Посмотрев на это, Шрила Прабхупада понял, что срочно нужен еще один комментарий на «Бхагавад-гиту».

Когда его спросили, а зачем еще один комментарий? Есть и так уже 300-400 комментариев на английском языке, зачем еще один? И Шрила Прабхупада объяснил, что на самом деле все эти комментарии – они бесполезны, потому что авторы за счет авторитета Господа хотели проталкивать свои идеи, мысли, и просто заработать на Боге. «Бхагавад-гиту» знают все, это авторитетное писание, и все хотят прокомментировать ее. Поэтому Шрила Прабхупада дал людям запада «Бхагавад-гиту как она есть». Он просто собрал комментарии ачарьев, представителей цепи ученической преемственности, и в доступной для нас форме, ничего не меняя и не искажая смысл, написал комментарий так, чтобы мы смогли понять это писание.

Казуистика сбивает человека с пути. Если он слишком в нее погружается, то полностью запутывается и вообще не понимает, что нужно делать и куда нужно идти. Поэтому для последователей авторитетных религиозных традиций есть защита в виде гуру парампары (цепи духовных учителей), в свете которой мы понимаем и священные писания, и высшую цель. Это наша защита и возможность идти по безопасному пути к Богу.

Какую религию выбрать – новую модную, или консервативную?

Самая популярная сейчас категория лжерелигии – это новые религии, придуманные людьми. Сейчас модно придумывать новые религии, которые уже даже сложно назвать словом «дхарма». Потому что раньше дхарму в рамках этой категории придумывали йоги и свами, а сейчас религию придумывают просто бизнесмены или какие-то обычные люди, далекие от духовности.

Я посмотрел в Интернете, какие сейчас люди придумывают новые религии. И интересно, что они настолько разочаровались, что все новые придуманные религии – это уже не столько религии, сколько протест против существующих религий, или просто насмешка над ними.

Например, люди придумали джадаизм. Смотрели «Звездные войны»? Там джадаи были, у них сила была. И фанаты придумали новую религию, джадаизм. Последователи этой религии верят в силу джадаев. То есть, это просто насмешка, какой-то вызов существующим религиозным традициям.

Или, допустим, сатанизм. Это так называемая религия, которая идет в полном противоречии с христианством, бросает вызов христианству. Люди поклоняются некоему Сатане – личности с головой козла и копытами. И люди поклоняются этому. Почему? Потому что они устали от так называемой религии, которую дает современное общество.

Новые религиозные традиции – это просто:

  • способ заработать;
  • способ получить какие-то почести;
  • возможность обзавестись последователями;
  • выразить какой-то протест;
  • или же неспособность следовать принципам определенной традиции.

И люди создают свою традицию, какое-то отклонение, ответвление. У них появляются последователи, которые тоже не хотят в полной мере следовать принципам авторитетных религиозных традиций. И вот так, постепенно, разбавляются истинные духовные течения, и религия со временем вырождается. И это не то, чтобы сейчас стало в новинку – создавать новые духовные традиции. Это описано в священных писаниях много тысяч лет назад.

Какую религию выбрать разумному человеку?

Разумный человек обязан понять, чему на самом деле он должен следовать. И в этом ему помогает «Бхагавад-гита». В этом богооткровенном писании есть все религиозные системы, все принципы. Человек выбирает, по сути, то, во что он верит, основываясь на каком-то предыдущем опыте, знании, понимании.

И в «Бхагавад-гите как она есть» описано знание в разных гунах, на разных уровнях. Эти уровни очень тесно связаны с той религией, которую мы для себя выбираем.

«Знание, позволяющее человеку, несмотря на многообразие видов и форм живых существ, видеть их единую духовную природу, следует считать знанием в гуне благости.
Знание о том, что в разных телах находятся разные по природе живые существа, называется знанием в гуне страсти.
A знание, привязывающее человека к одному виду деятельности как к единственно важному, не дающее представления об истине и отличающееся узостью и скудостью, называют знанием в гуне невежества».

«Бхагавад-гита как она есть», 18.20-22

Знание в гуне благости – это когда мы видим, что во всех живых существах проявляется душа. Когда мы понимаем, что все живые формы жизни – там есть душа. Это знание в гуне благости, и оно является трамплином к осознанию Бога.

Знание о том, что есть разные тела, что есть человек, а все живые существа – это вообще непонятно что – это знание в гуне страсти. «Только у человека есть душа, у всех остальных души нет. Значит, всех остальных можно скушать. Там же души нет, все нормально!». Такое можно услышать на каждом углу. В наше время 98% людей находятся под влиянием гун страсти и невежества, поэтому совершенно не интересуются духовностью.

Есть еще знание в гуне невежества. «Иди работать и расслабься». И вот ты работаешь себе на одной работе, и не паришься – это знание в гуне невежества. Высшая цель жизни – просто устроиться на работу, и все. А что еще делать?

И в зависимости от гуны, которая на нас влияет, мы можем проанализировать сознание другого человека. Мы можем примерно представить, чему он будет следовать, какое у него будет понимание религии. Себя же проанализировать очень сложно, так как наш ум будет уводить нас с правильной дороги.

Как выбрать религию, руководствуясь разумом?

Помимо знания о гунах есть еще разум.

Разум в гуне благости способен определить, что следует и чего не следует делать. В гуне благости мы понимаем, что порабощает, что не порабощает, что благоприятно, что неблагоприятно для духовной жизни. В благости – это подразумевается знание священных писаний. Даже гуна страсти подразумевает знание священных писаний. Если человек не следует священным писаниям, то гуна страсти и гуна благости ему в принципе не светят. А значит, не светит и истинная духовность.

Разум в гуне страсти – это когда человек не совсем понимает, что такое религия, что такое безбожие, сатанизм, джадаизм, Харе Кришна… Он не понимает. Такие люди могут заинтересоваться, почитать книгу о Боге, как-то привлечься религией. Это тоже неплохо.

И самая интересная категория людей – это категория с разумом в невежестве. Это люди, которые встречают религиозных людей и начинают кричать на них, считая, что они – фанатики, дармоеды, лентяи, и вообще непонятно что.

И логичный вопрос должен возникнуть у разумного человека: «Супер, столько религий! В Википедии – там сотни новых религий, у них тысячи, миллионы последователей. И чего же достигают такие люди? Ради чего они все это делают?».

Разумный вопрос?

Как выбрать религию, исходя из ее цели

Человек, прежде чем понять, какую религию выбрать, должен найти ответ на вопрос: «Чего человек достигает, следуя тем религиям, которые не относятся к категории дхармы, или того, что дал Господь?».

В зависимости от того, в какой гуне находится человек, ту традицию он и выбирает. А в зависимости от того, в какой гуне он оставит тело, таких результатов он и достигнет.

По сути, финал человека – это то, куда он как душа отправится после смерти: к Богу, в тело животного, в рай, в ад, или куда-то в другое место? Именно это нужно понять, прежде чем выбрать религию. Иначе Вы просто проживете еще одну жизнь зря.

«О каком бы состоянии бытия ни помнил человек, покидая тело, того состояния он и достигнет в следующей жизни.

«Бхагавад-гита как она есть», 8.6

Сам Господь в «Бхагавад-гите» говорит:

«Тот, кто непрестанно помнит Меня, сможет легко прийти ко Мне, ибо он все время служит Мне. Придя ко Мне, великие души, йоги-преданные, никогда больше не возвращаются в этот бренный, полный страданий мир, ибо они обрели высшее совершенство».

«Бхагавад-гита как она есть», 8.14-15

Истинная религия должна вести к Богу, должна постоянно напоминать о Нем. Все остальное – пустая трата времени. А уже среди истинных религий Вы должны выбрать ту, предписаниям которой Вы сможете следовать до конца жизни. И никогда не сходить с этого пути.

И обязательно нужно найти духовного наставника в своей религиозной традиции, который проведет Вас по пути к Богу самым коротким и безопасным путем.

Суть религии – вера в Бога

Во всех духовных традициях могут быть люди, которые духовно намного выше, чем мы, духовно продвинутей. Поэтому мы должны понимать, какое место занимает каждая традиция, и как правильно себя вести с ее представителями. Иначе можно оскорбить святого человека другой веры и самому из-за этого сойти с духовного пути.

Обладать знанием означает проявлять смирение. Но, тем не менее, каждый представитель какой-то религиозной традиции считает, что его вера – она самая правильная, а все остальное неправильно. Это нормально, иначе мы бы не смогли следовать своей религии. Но не нужно рушить веру других людей, если они следуют другой традиции. Пусть следуют. А наша задача – вдохновлять своим примером, делиться вкусом в своей религиозной традиции. Что мы и пытаемся делать, распространяя книги Шрилы Прабхупады: «Бхагавад-гиту», «Шримад Бхагаватам», «Науку самоосознания» и другие.