Законы вечной любви

Существуют очень важные законы любви. Истинная любовь – она всегда оставляет свободу тому, кого мы любим. Противоположность любви – это вожделение. Вожделение закрепощает, оно делает того, кого мы любим, нашим рабом.

Законы любви

Если человек что-то хочет от другого, если он хочет наслаждаться чем-то в отношениях, если боится потерять свой объект «любви», или наоборот, если он не получает желаемого от того, кого «любит» и начинает гневаться, то его желание любить может быстро уйти. Потому что это не любовь, а вожделение.

Любовь – она чистая, она свободна от страха, гнева, обиды. И «Шримад Бхагаватам», священное ведическое писание, показывает нам, что такое любовь в ее чистом виде. Весь «Шримад Бхагаватам» об этом, он описывает законы любви.

Самые важные законы любви

В «Шримад Бхагаватам» есть стих о том, что такое настоящая любовь:

«Высшим занятием [дхармой] для всех людей является такое занятие, с помощью которого они могут прийти к любовному преданному служению трансцендентному Господу. Чтобы полностью удовлетворить душу, такое преданное служение должно быть бескорыстным и непрерывным».

«Шримад Бхагаватам», 1.2.6

То есть, любовь не имеет причины, она не должна ничем прерываться. И она должна быть направлена на высшее живое существо – Верховного Господа, частичками которого мы все являемся. Только тогда наша душа получит высшее счастье. И эти законы любви работают для всех в этом мире.

В санскрите есть слово, которое обозначает ту самую, вечную, настоящую, чистую любовь, которая никогда не прерывается, которая приносит безграничное счастье, которая не имеет личных мотивов, которая обращена к Господу, и которая выражается в желании служить Ему. Такая любовь называется бхакти. И это именно то, что ищет каждое живое существо в этом мире.

Как полюбить Бога, которого мы никогда не видели?

Одно из имен Господа, употребляемых в этом стихе на санскрите, переводится как: «Тот, кого нельзя увидеть материальными глазами». Господь – он Тот, кого мы не можем увидеть.

Но как мы можем полюбить того, кого не можем увидеть? Того, кого не можем ощутить своими чувствами? Для нас это что-то непонятное, размытое.

Ответ заключается как раз в том, что наше служение должно быть немотивируемым, оно должно быть бескорыстным. Те, кто по-настоящему полюбил Бога, всегда стремятся увидеть Господа, но они не требуют, чтобы Он предстал перед ними. То есть, с одной стороны, у нас должно быть желание увидеть Господа, и это нормально. Но, с другой стороны, мы не должны требовать, чтобы Он предстал по нашему приказу перед нами. Ибо такое желание – оно противоречит бхакти, настоящей любви.

Почему мы не видим Бога?

Иногда люди говорят: «Покажите мне Бога! Я хочу Его увидеть, пощупать. А если Его невозможно увидеть, значит, Его нет».

Бхактисидханта Сарасвати, духовный учитель Шрилы Прабхупады, говорит о том, почему Кришну, Верховного Господа, невозможно увидеть нашими глазами:

Материальные чувства созданы для того, чтобы человек ими наслаждался. Мы получаем эти инструменты, чтобы извлекать какое-то удовольствие для себя. Почему же Кришну невозможно разглядеть материальными чувствами? Потому что Он – не тот, кем наслаждаются. Наоборот, Он – Тот, кто наслаждается. Поэтому такими материальными, оскверненными чувствами нам никогда не удастся постичь Господа.

Материальные чувства по определению не приспособлены для того, чтобы увидеть Бога. Если бы Господь появлялся перед нами по нашему желанию, если бы мы могли увидеть Его своими глазами в любой момент, когда захотим, то не было бы и речи о свободе, которая является неотъемлемой характеристикой бхакти. Таковы законы любви.

Господь мог бы появиться перед нами в любой момент. Но полюбим мы Его сразу же, как только увидим?

Он мог бы появиться в своем гневном, устрашающем лике, начать что-то вещать, пугать нас, маленьких людишек. Он мог бы сесть на трон и требовать к Себе поклонения, чтобы все трепетали. Это в Его власти и в Его силах. Он мог бы заставить нас служить Ему, и таким образом проявить свое величие и Свое великолепие перед всеми. Но Господу не это надо от нас.

Ему нужны чистые, немотивируемые отношения. Чтобы, в конце концов, эти отношения были абсолютно бескорыстными. Поэтому Он скрывается от живых существ. Он не показывает Себя нам. Он оставляет живым существам свободу воли и ждет, когда же живое существо проявит это бескорыстное любовное служение.

Законы любви от Самого Господа

Около полувека назад в Индии явился Сам Господь в образе собственного преданного, Шри Чайтаньи Махапрабху. Он составил восемь стихов на санскрите, называемых «Шикшаштака». И восьмой стих «Шикшаштаки» говорит:

«Нет для меня иного Господа, кроме Кришны, и Он останется Им вовеки, даже если нежно обнимет меня или разобьет мое сердце, не появляясь передо мной. Он волен поступать, как пожелает, ибо навсегда и независимо ни от чего останется для меня Господом, которому я поклоняюсь».

Господь Чайтанья играл роль преданного, и этими словами показывал, как развить любовные отношения с Богом, в каком настроении мы должны это делать. Он говорит: «Не важно, появишься Ты передо мной или нет, увижу я Тебя или нет, Ты все равно мой Господин, и я все равно буду Тебе служить из жизни в жизнь».

Господь – Он изменчивый, ветреный, Он непостоянен. Но Чайтанья Махапрабху говорит: «Кришна, я знаю, что Ты непостоянен, на Тебя нельзя особо рассчитывать. Ты вечно изменяешь кому-то. Иногда Ты хочешь – показываешься, хочешь – не показываешься. Но даже если Ты такой изменчивый, то все равно я буду любить Тебя». Это высочайший пример беспричинной любви. И это главный закон любви.

Существуют ли законы любви?

В материальном мире сегодня мы любим одного, завтра – другого, послезавтра – третьего. Если человек такой изменчивый, то он не любит никого, кроме себя.

Но настоящая любовь к Богу – это когда Кришна сегодня проявляет милость, а завтра игнорирует наше служение, но… «все равно я буду любить Тебя, и все равно буду делать то, что Ты хочешь. Даже если Ты разобьешь мое сердце». Вот такая она – бхакти…

То есть, желание любить Господа не должно быть требованием. Каждый из нас в течение очень долгого времени стремится к Господу. И вот когда Кришна почувствует нашу решимость, когда Он почувствует, что наше желание увидеть Его очень сильное и бескорыстное, тогда Он придет. Он должен увидеть очень жгучее, ничем не мотивируемое желание любить Его.

Требованиями от Него ничего не добиться. Господь является по Своей сладостной воле, по Своему желанию. Он проверяет наше желание какое-то время, и когда увидит, что мы действительно серьезны, то проявит Себя.

Сердце, чистое от материальных желаний

Бхакти, преданное служение, не должно прерываться. Так говорит Джива Госвами, вайшнавский святой.

Это прерывание бывает двух типов:

  • Когда мы прерываем его из-за того, что получаем что-то, на наш взгляд, лучшее. То есть, мы перестаем заниматься преданным служением Богу и занимаемся чем-то другим, тем, что нам больше нравится.
  • Когда преданное служение причиняет нам какие-то страдания, когда оно связано с аскезами, то мы тоже можем перестать им заниматься.

И как только мы станем на духовный путь, Господь будет постоянно проверять нас на бескорыстие. Кого-то – деньгами, славой, почетом, а кого-то – бедностью и страданиями. И наш выбор покажет, насколько наше желание любить Бога и служить Ему выше любых материальных условий.

Изначальная природа живого существа – быть вечным слугой Кришны («Шри Чайтанья Чаритамрита», Мадхья-лила, 20.108). И каждый раз, когда Господь нас проверяет на бескорыстие, мы должны молиться Ему: «Если Ты хочешь исполнить мои желания, то, пожалуйста, сделай так, чтобы мое сердце очистилось от всех желаний, кроме желания служить Тебе». Очистить наше сердце от корыстных мотивов может только Господь. И мы должны ему ежедневно молиться о том, чтобы он дал нам бескорыстие и жгучее желание служить Ему и любить Его.

Вечная любовь

Мы знаем, что бхакти – это отношения. И нужно научиться строить правильные отношения.

И секрет этих правильных отношений заключается в том, что:

Мы стараемся делать для того, кого любим, больше, чем он для нас. Если мы вкладываем в отношения больше, чем тот, кого мы любим, то эти отношения будут вечными.

Мы стараемся делать что-то для Кришны. Но сама мысль о том, что мы можем делать для Бога больше, чем Он для нас, не укладывается в голове. И в то же время в ведической традиции делать для Бога больше – это настроение гопи, подруг Кришны, которые служили Ему так, что Кришна им сказал: «Я просто не могу ответить взаимностью, Я всегда буду Вашим должником».

Более подробно об этом Вы можете прочитать в книге «Кришна – Верховная Личность Бога».

Шрила Прабхупада принес нам чистое бхакти. Бхакти побеждает все остальное. Бхакти имеет такую силу, которую не может дать ничто другое. Бхакти – это самый ценный дар, который есть у живого существа. С помощью этого дара мы можем развить отношения с Господом, который самодостаточен, и который обладает всем в этом мире. Он ни в чем не нуждается, кроме бхакти – чистой, бескорыстной любви. И только мы можем дать Ему это…

Видео лекция по этой теме на YouTube от Адикешавы прабху


Хотите получать уведомления о новых статьях на сайте?

Подпишитесь на E-mail рассылку

Будет использоваться не чаще 1 раза в неделю только для рассылки новых статей, а также уведомлений об интересных событиях из духовного мира 🙂