Особенности лидерства согласно Ведам

В Ведах («Шримад Бхагаватам», а также в «Бхагавад-гите») описываются особенности лидерства такими, как их создал Господь. К примеру, начав изучать «Бхагавад-гиту», Вы поймете:

  • Что такое настоящее лидерство?
  • Каковы особенности лидерства по законам вселенной?
  • Как организовать разумное управление персоналом?
  • Как стать лидером и вести за собой людей?
Особенности лидерства

Самое высшее понимание лидерства с точки зрения Вед

Для человеческого общества, и в частности для лидеров, важно развивать гуну благости. Это характеристика, которая отличает человека от животного. Находясь в гуне благости, общество регулируется немножко по-другому, чем если оно находится в гунах страсти и невежества.

Управление в гуне благости всегда имеет природу уважения.

«Ведь если Я перестану неукоснительно выполнять Свои обязанности, о Партха, люди, несомненно, последуют Моему примеру».

«Бхагавад-гита как она есть», 3.23

Когда речь идет о гуне благости или добродетели (высшей из гун), следует использовать такое понятие, как власть уважения. Это когда человек благодаря своим качествам просто заслуживает уважения. И на основании уважения к этой личности люди следуют тем правилам и предписаниям, которые он от них требует. Это и есть особенности лидерства для цивилизованного общества.

Власть уважения приходит к тем, кто:

  • способен следовать своим обязанностям;
  • способен контролировать свои чувства.

Все начинается с контроля чувств или побуждений.

Особенности лидерства во вселенной

Самый высокий уровень контроля в мире – это контроль мыслей. Но в случае с лидерами речь должна идти не о контроле мыслей, а о контроле побуждений к действию.

То есть, в тонком теле человека (которое включает в себя ум, разум и наше самоотождествление) есть такое понятие, как контроль мыслей (или отсутствие контроля мыслей). Это когда залетает мысль в голову, и ее мы сейчас не контролируем. Но мы можем научиться контролировать действие после того, как подумали о чем-то.

Хотя некоторые существа могут даже мысли контролировать. Как, например, Господь Брахма (согласно Ведам – главный менеджер или лидер нашей Вселенной) – он полностью контролирует свой ум, ему в ум ничего не залетает, у него с умом все в порядке. Поэтому то могущество, которое у него есть, он может использовать на создание целой вселенной. И это могущество заключается в том, что о чем бы он ни подумал – все сразу же материализуется.

А теперь представьте на секундочку, что начинает материализоваться все, о чем бы вы ни подумали. Не поверите, но это все быстро и очень печально закончится.

Особенности лидерства в современном мире

Почему наши желания не осуществляются?

Есть история про одного путника, который ночью брел по лесу, Он очень устал и не знал, что делать, где ему переночевать и отдохнуть? Поэтому путник просто лег под деревом и подумал: «Вот бы мне какое-то теплое одеяло сейчас!». И оп-па – одеяло появилось.

И он понял, что находится под деревом желаний! Путник сразу воспользовался предоставленной ему возможностью: он был голодный и решил поесть. И начал думать, что бы он хотел поесть? Эти блюда перед ним сразу начали появляться. Путник сел кушать.

Вдруг что-то зашелестело в кустах. И он подумал: «Может, это тигр?». И тигр появился. Путник подумал: «Сейчас он меня съест». И тигр его съел.

Это то, что бывает с человеком, который получает определенные возможности, но у него нет для них необходимой квалификации. И эти возможности его убивают. Человек становится жертвой своих возможностей.

В частности, все хотят побольше денег заработать. Но мало кто ими умет правильно пользоваться. Поэтому, слава Богу, не у многих они появляются. То же самое с властью: не все готовы быть лидерами, руководителями, хотя многие об этом мечтают.

Лидерство

Контроль языка – главная особенность лидера

Когда к нам в голову приходит мысль, у нас есть некий импульс, который находится между мыслью и действием. Алгоритм такой:

  • к нам сначала в голову приходит какая-то мысль;
  • потом мы ее впускаем в голову, начинаем ее обдумывать;
  • далее у нас возникает побуждение к действию;
  • и мы начинаем действовать.

Мы – не Брахма, полностью исключить попадание мыслей в нашу голову не можем. Наша задача – научиться контролировать мысли на уровне медитации, на уровне размышлений. Мы не должны пускать мысли дальше медитации.

То есть, когда ко мне приходит глупая мысль, я ее дальше, на уровень действий или речи, не пускаю. На санскрите это называется «вачо-вегам» («Нектар наставлений», текст 1), когда человек контролирует побуждение речи, контролирует язык. Может иногда что-то хочется сказать, смотришь – и понимаешь, что лучше промолчать. Так поступает разумный человек.

Если человек не контролирует речь, то он, соответственно, не может контролировать ум, не может контролировать свои желания, которые в уме возникают. В результате возникает гнев и т.д. А это – путь на дно жизни не только для лидера.

«Созерцая объекты, приносящие наслаждение чувствам, человек развивает привязанность к ним, из привязанности рождается вожделение, а из вожделения — гнев. Гнев порождает полное заблуждение, а заблуждение затмевает память. Вслед за памятью пропадает разум, и тогда, лишившись разума, человек снова погружается в пучину материальной жизни».

«Бхагавад-гита как она есть», 2.62-63

Все начинается с контроля языка. Язык выполняет две функции:

  • прием пищи;
  • речь.

Вот здесь, в этих местах, и нужно контролировать свой язык. Таковы особенности лидерства — обязательно нужна аскеза языка.

Лидерство - это аскеза для языка

Урок для лидеров длиною в жизнь

Интересный эксперимент проводили ученые. Я не знаю, когда его проводили, но он продолжался десятки лет.

Ученые взяли группу детей в детском садике. Детки маленькие были, по три-четыре годика. И каждому ребенку дали по конфетке. Учительница им сказала: «Если вы пять минут не будете есть эту конфетку, если немного подождете, то через пять минуток я вам дам еще одну конфетку. И вы тогда сможете съесть целых две конфетки!».

Детям дали по конфетке, и учительница вышла из класса. Когда она вернулась через пять минут, то увидела, что большинство детей съели конфеты. Но несколько детей воздержались, они подождали положенное время и получили по второй конфетке. И съели потом уже по две конфетки. Но дождались меньшинство, буквально небольшой процент детей.

На этом эксперимент не закончился, он продолжился дальше. За детьми начали наблюдать, как их жизнь сложится, как их судьба устроится.

Особенности лидеров в детстве

И ученые, которые проводили этот эксперимент, они обнаружили очень прямую зависимость: те дети, которые отложили конфетки и подождали, были гораздо более успешны в жизни, чем те, что съели свои конфеты сразу. И они вывели правило: успех в жизни определяется способностью откладывать удовольствие.

Приятное или полезное – что выбирает успешный лидер?

В Ведах есть два понятия: преяс и шреяс.

Преяс – это то, что мне сейчас приятно (даже слова похожи). Вот я сейчас хочу что-то, и я это делаю.

А шреяс – это когда я смотрю чуть-чуть дальше.

И шреяс – это характеристика разума, когда разум анализирует ситуацию и говорит уму, что ему сейчас делать. А ум руководит уже нашими поступками.

А преяс – это наоборот, когда ум говорит разуму, что делать. Точнее ум вообще ничего не говорит – разум человека «в прелести» просто помалкивает. Слабенький разум у таких людей. А все потому, что люди потакают своим чувствам, поэтому их разум не укрепляется. И это важно, потому что разум – это главная особенность лидерства, главная черта хорошего руководителя.

Особенности лидерства в цивилизованном обществе

Цивилизованное общество — это общество с высокой системой ценностей, с очень высокими целями и устремлениями. Оно живет на уровне шреяса. И лидером для цивилизованных людей может стать только тот, кто руководствуется определенными правилами в жизни.

Эти правила прописаны в укладах человеческой жизни, заложенных законами природы (ашрамах). И перед человеком, который следует этим законам, ставится очень конкретная цель: научиться контролировать чувства.

Для чего это нужно? Чтобы создать благоприятную почву для дальнейшего духовного развития. Чтобы развить отрешенность от материального мира и перейти к практике любовного служения Богу. В этом цель человеческой жизни согласно любой религии.

Лидерство должно быть духовным

И жизнь согласно ведическим законам (варнашраме) создает хороший фундамент для этого. Потому что обязанности, которые прописаны в Ведах для цивилизованных людей, непосредственно связаны со шреясом – с умением откладывать наслаждения на потом, или совсем от них отказываться ради высшей цели.

Это ли не суть и особенности лидерства – вести за собой людей к высшей цели? Для этого нужно победить свои привязанности и научиться контролировать свои чувства. Такого лидера будут уважать и слушаться абсолютно все.

«Невежды выполняют предписанные им обязанности, стремясь к плодам своего труда, тогда как тот, кто обладает совершенным знанием, должен делать то же самое, но не ради корысти, а для того, чтобы направить людей на истинный путь».

«Бхагавад-гита», 3.25


Детально о том, какие бывают уклады жизни или ашрамы, читайте в статье «Периоды жизни человека». Также вы можете заказать книгу «Бхагавад-гита как она есть», которая обязательно станет настольной книгой каждого серьезного лидера. Лидер должен постоянно учиться, в этом также заключаются особенности лидерства.

Задать личный вопрос автору статьи

Если Вас что-то смутило в статье, или появились конфиденциальные вопросы — Вы можете их задать, не оставляя общедоступный комментарий. Для этого заполните форму связи ниже. Мы вышлем Вам ответ почтой, или на указаный контакт в течение недели.

Чем детальнее Вы опишите суть вопроса, тем лучше мы сможем помочь Вам.