Как изменить жизнь к лучшему?

В ведических писаниях есть такая история. Однажды великий царь встретил мудреца Нараду и спросил его: «Слушай, Нарада, вот мы тут, цари, заняты политикой, войной, наслаждениями чувств. А как нам быть с духовной жизнью, самосознанием, как изменить жизнь, как вернуться к Богу?».

Как изменить жизнь

Мы все, конечно, не цари, но жизнь у нас сводится к тому же: говорим о войне и политике, наслаждаем свои чувства и совершенно не думаем о душе и о том, как поменять жизнь в лучшую сторону и куда мы пойдем после того, как оставим тело. А пора бы уже задуматься.

В ответ на вопрос царя мудрец Нарада начал рассказывать об обязанностях цивилизованного человека, о путях его развития, и в частности – о самскарах и о том, как избавиться от страданий и как наладить свою жизнь. Самскары – это впечатления из жизни, которые мы хорошо помним, и которые влияют в дальнейшем на нашу жизнь.

Все мы придумываем себе разные самскары. День рождения – это железно. Обязательная самскара в жизни каждого нормального человека. Сначала все празднуется невинно: лимонад, трубочки и т.д. Мы в детстве с мамой на мой день рождения, когда должны были прийти друзья в гости, делали фаршированные яблочки. Варишь рис, начиняешь яблочко и потом яблочко запекаешь. Советский деликатес. Следующее событие, которое я помню – это получение паспорта. Мы праздновали, мама почему-то придумала, что это праздник. Пришлось отмечать. Так проходят самскары в современном мире.

Как изменить жизнь с сегодняшнего дня?

И мудрец Нарада говорит царю, что тот, кто в эти все самскары погрузился, кто забыл о высшей цели жизни – ему приходится сложно. Он понятия не имеет, как ему наладить жизнь в лучшую сторону. Поэтому мудрец начал сосредотачивать ум царя, поведав ему очень важные принципы жизни цивилизованного человека («Шримад Бхагаватам», 7.15.22-24). В трех стихах он кратко рассказал о том, как изменить свою жизнь к лучшему. И эти законы работают для каждого:

«Чтобы избавиться от вожделения, надо твердо решить не идти на поводу у своих чувств.
Подобно этому, чтобы победить гнев, надо перестать завидовать другим.
Чтобы избавиться от жадности, надо обсуждать пагубные последствия накопительства.
А чтобы избавиться от страха, надо размышлять об истине.
Обсуждая духовные истины, можно одолеть скорбь и иллюзию.
Служа великому преданному, можно избавиться от гордыни.
Храня молчание, можно избежать препятствий на пути мистической йоги.
А просто перестав потворствовать своим чувствам, можно победить в себе злобу.
Проявляя сострадание и никому не завидуя, человек может избавиться от страданий, причиняемых другими живыми существами.
Медитируя в трансе, он сможет устранить страдания, которые посылает провидение (природа).
А практикуя хатха-йогу, пранаяму и другие подобные методы, сможет избавиться от беспокойств, доставляемых собственным телом и умом.
Аналогичным образом, усилив влияние гуны благости, особенно в отношении еды, человек должен победить сон».

И, в частности, в 53 стихе 15 главы 7 Песни «Шримад Бхагаватам» описано, как выйти из этого рассеянного состояния, когда мы всю жизнь бегаем от одного бессмысленного занятия к другому. Как кардинально изменить свою жизнь к лучшему? Нужно весь движняк своих чувств собрать в ум, а потом – в речь.

«Принимая одно и отвергая другое, ум живого существа всегда возбужден волнами принятия и отвержения. Поэтому всю деятельность чувств надо принести в жертву уму, а ум — речи. Речь следует принести в жертву совокупности всех звуков, а ее, в свою очередь, — сжатой форме звука, омкаре. Омкару нужно пожертвовать точке над ней, бинду, бинду — звуковой вибрации, а эту вибрацию — жизненному воздуху. После этого останется только само живое существо, и его следует поместить в Брахман, во Всевышнего. В этом суть жертвоприношения».

«Шримад Бхагаватам», 7.15.53

Что нужно делать перед тем, как изменить свою жизнь?

Можно спросить – какая связь между проблемами в жизни и речью? Руки, ноги, ум и т.д. – понятно. А речь тут при чем? При том, что из всех чувств речь, или язык – это центр. Мудрец говорит: «Ребята, сосредоточьтесь на языке. Если не знаете, как в своей жизни все собрать в кучу, как кардинально поменять жизнь – надо начать с языка». Еще немного на эту тему читайте в статье «Причины страдания людей«.

«Aскеза речи состоит в том, чтобы говорить людям слова правдивые, приятные, направленные на благо и не вызывающие у людей беспокойств, а также регулярно изучать ведические писания».

«Бхагавад-гитак как она есть», 17.15

Но самая важная аскеза для языка – повторять Имена Бога. Перед тем, как все изменить в жизни, язык должен начать произносить Харе Кришна маха мантру (или омкару) – священную звуковую вибрацию:

ХАРЕ КРИШНА ХАРЕ КРИШНА
КРИШНА КРИШНА ХАРЕ ХАРЕ
ХАРЕ РАМА ХАРЕ РАМА
РАМА РАМА ХАРЕ ХАРЕ

О том, как это правильно делать, читай в статье «Самые могущественные мантры».

И повторять маха мантру нужно до тех пор, пока звуковая вибрация не перейдет в жизненный воздух. То есть принцип заключается в том, что мы должны повторять мантру настолько качественно, внимательно и долго, пока не придет понимание, что нам это жизненно необходимо. Таким образом, можно быстро успокоить возбужденный ум и осознать свое истинное «Я».

Несчастные люди не знают, как изменить жизнь

У меня за долгие годы жизни в храме перед глазами прошло множество примеров того, как люди бросают духовную практику. Смотрю, все у человека в жизни хорошо: бизнес, Черное море, все налажено, плавает как сыр в масле. Приезжаю я в гости и спрашиваю: «Вот ты занят постоянно работой, а когда же духовная практика, когда будет мантра?». А он мне отвечает: «Догоним! Сейчас нужно по 12 часов работать, потому что сезон. И я за этот сезон зарабатываю так, что потом остальное время не работаю, просто «отвисаю». Достаточно зарабатываю на весь год вперед, и еще, чтоб бизнес начать по-новому».

А через год я смотрю на него – героин, отсохшие ноги.

Поэтому царь в этом стихе спрашивает, какая связь языка с тем, как у меня в жизни все разворачивается? Никакой связи ж не видно на первый взгляд. А Нарада отвечает, что это движение рук-ног, и ума в том числе, когда тебя волны качают, когда и то волнует, и это – оно непосредственно влияет на события жизни и на то, как можно поменять жизнь к лучшему. И чтобы успокоить волны ума – начни с языка. Начни повторять маха мантру Харе Кришна. Повторяй ее до тех пор, пока она не станет жизненной потребностью, когда ты без нее есть не хочешь, дышать не можешь. И тогда ты поймешь, что ты – душа. А потом – что ты слуга Бога.

Как изменить свою жизнь в Кали югу

Повторение Имен Бога — это лучшее жертвоприношение в любую эпоху, и особенно – в Кали югу, век деградации. Это суть жертвоприношений. Оно меняет судьбу.

Мы думаем: какая жертва? Где тут жертва? Просто повторяй мантру, все просто. Но да, это жертва: отодвинуть весь движняк ума и тела для того, чтобы было время повторять Имена Бога, Харе Кришна мантру. Но у нас постоянно нет времени, столько важных дел!

Мне один прихожанин храма рассказывал, как он перестал повторять мантру. Сначала, чтобы успокоить ум, он включал телевизор, и перед телевизором иногда повторял мантру. Потом уже понял, что без телевизора не может, жить уже не может. А еще через какое-то время вообще перестал повторять.

И я спрашиваю: «Ну что? Была квартира, была семья, было здоровье. Нет теперь ничего. Как это так произошло?».

Как не потерять то, что есть

Господь в «Бхагавад-гите» (9.22) говорит:

«Но тем, кто всегда поклоняется Мне с безраздельной преданностью, сосредоточив свой ум на Моем духовном образе, Я даю то, чего им недостает, и сохраняю то, что у них есть».

«Я сохраняю то, что у тебя есть». Вот просто для того, чтобы сохранить, следует повторять эту мантру. Мы смотрим – все у нас в жизни класс, все нормально. Но если мы не находим время для духовной практики, для общения с Богом, то проходит лет 10-13, кому сколько нужно, и приплыли. Был на плаву, непоколебимый, а теперь ничего нет. Даже того, что было – нет. Как языком слизало. И мы уверены, что никакой связи успеха и неудач в жизни с духовной практикой нет. Поэтому есть мудрецы, которые рассказывают: «Ребята, вот если есть это на языке (Имена Бога), то хотя бы останется то, что у вас есть. Вы хотя бы это не потеряете».

Как мне понять причины трудностей в жизни?

Рупа Госвами, ведический святой, говорит: «Одни услышали и сделали, а другим надо попробовать проверить самому».

«А вот не буду повторять молитвы и мантры, проверю, точно ли все уйдет, как здесь пишут? И здоровье уйдет, и деньги, и все, что было – ничего не останется? Надо попробовать, может действительно напророчили?».

У людей есть сомнения. Как же эти сомнения развеять? Как все изменить в жизни, просто поверив? Одни учатся, слушая. Другие – наблюдая за окружающими и на всякий случай повторяют Имена Бога, повторяют для страховки. Потом посмотрел – и правда, у других закрутила жизнь. Тогда человек убеждается в правдивости ведических писаний.

А кому-то не хватает чужого опыта, надо самому попробовать. Надо же в жизни ошибаться! А как иначе наладить свою жизнь? И обычно сценарий разворачивается однообразно. Нарада далее рассказывает историю своей жизни, он говорит о важности духовной жизни не голословно.

История о том, как изменить свою жизнь к лучшему или худшему

Нарада говорит царю в «Шримад Бхагаватам»: «Я тоже попал под раздачу, я тебе реально рассказываю свою реализацию, ты не оставляй повторять мантру. Я был гандхарвом (что-то вроде современных звезд-знаменитостей), у меня была не одна поклонница, мне сандаловую пасту (очень дорогущая вещь) рисовали на лице, чтоб я на концерт вышел красивый такой. У меня было все хорошо, я был ловелас, и все женщины в городе падали при виде меня. Я был звездой!

И вот меня пригласили на масштабное воспевание Святых Имен Бога. Но там я по глупости начал свою программу, начал петь свой репертуар. И что произошло? Меня прокляли. Был ловеласом, а в следующей жизни родился шудрой».

Кто такие шудры? Был наверху, и тут сразу раз – и уже рабочий. Денег не хватает, работаю, а зарплату не платят. Работаю, работаю – кинули… И скорблю без причины. У шудры куча трудностей, и он еще постоянно ноет и ноет о том, как поменять свою жизнь к лучшему. Нарада получил такое рождение после того, как у него было все на мази. Неожиданно? Нет, просто законы материального мира.

Закон изменения жизни к лучшему

«И я выгреб!» — говорит Нарада царю. И рассказывает закон того, как кардинально поменять жизнь в лучшую сторону. «Как я выгреб? Я служил святым личностям, которые поклоняются Богу. Благодаря тому, что я служил преданным Бога и делал то, что они мне сказали – я выгреб. Сейчас я – сын Брахмы (вторичного творца нашей вселенной), и я помню свои предыдущие жизни. Просто служил святым, картошку им чистил». Представляете? Минимум сын Брахмы, просто за картошку. Просто служил, делал, что сказали.

О могуществе Святого Имени Бога как лучшем средстве изменить свою жизнь

Далее в «Шримад Бхагаватам» 7.15.74 говорится:

«О царь Юдхиштхира, пение святого Имени Господа обладает таким могуществом, что благодаря ему даже семейные люди легко обретают высшее благо, доступное тем, кто отрекся от мира. Я уже объяснил тебе суть этой религиозной практики».

В этом стихе Нарада говорит, что повторение Имен Бога – это суть духовной практики и главное служение Богу и его преданным. В каком бы положении Вы ни были, к какой бы религиозной традиции не принадлежали, где бы ни жили – святые люди точно знают, как наладить жизнь в лучшую сторону.

Царь думал, что поскольку он семейный человек, как ему вырваться из оков материальной жизни и спасти свою душу? И Нарада привел в пример самого себя. Общаясь с преданными Бога и повторяя Святое Имя, любой человек независимо от своего положения в обществе, несомненно, достигнет высшего совершенства. Единственное, что для этого нужно – действовать без колебаний.

Если я буду повторять Харе Кришна, то пойму, как изменить жизнь к лучшему?

То, что мы будем повторять Харе Кришна, и у нас все будет хорошо – это не так. У этого царя и его братьев были трудности в жизни, нам такие не снились. А они были очень близки с Богом, Он был их другом и родственником (кому интересно, можете прочесть об этом в книге «Кришна – Верховная Личность Бога», в «Шримад Бхагаватам», или посмотреть сериал «Махабхарата»).

Трудности будут у всех. Но вопрос заключается в том, что без Святого Имени трудности эти мы не пройдем. Царевичи прошли их благодаря тому, что были постоянно заняты преданным служением Господу. Благодаря этому можно выйти из всех ситуаций. То, что человек родился шудрой, слабой женщиной, бедняком, человеком вне общества – не имеет значения. Любой, кто время от времени или постоянно общается с преданными Бога, сможет достичь высшего совершенства жизни. Любой человек непременно достигнет в жизни успеха, если будет общаться с чистыми преданными, следовать их наставлениям и служить им.

Суть любви к Богу и всей духовной практики состоит в том, чтобы служить Господу и Его преданным, заботясь об их благе. Если у человека нет другого желания, кроме как служить Господу и Его преданному, то можно сказать, что его жизнь увенчалась успехом (читайте об этом в «Бхакти расамрита синдху», 1.1.11, или в книге «Нектар преданности»).

Чтобы стать святым, нужно уйти в монастырь?

Мы не можем остановить деятельность тела и ума, живем мы дома или в монастыре. Но когда мы повторяем Харе Кришна, тогда любая деятельность обретает смысл. По настоящему духовно возвышенные люди не обязательно оставляют свои мирские занятия. Просто их приоритет, их центр в жизни – это общение с преданными и служение преданным Бога. Если это есть в твоей жизни, и ты под руководством действуешь, тогда все будет хорошо.

Каждому из нас в жизни нужно духовное руководство. И благодаря этому руководству мы сообразим, как поменять жизнь. А благодаря звуку Святого Имени мы взращиваем в себе вкус к служению Богу, посвящая Ему всю свою деятельность. Благодаря звуку мантры мы очищаем себя, и вкус проявляется в полной мере.

В начале духовной практики у нас какой-то вкус тоже есть, часто не свой. Иногда это отраженный вкус, брызги попали от кого-то, кто рядом со вкусом повторял мантру. И ты такой весь мокрый, не можешь высохнуть, и тебя прет. Где-то через три месяца высох, и опять скатился на свой уровень, энтузиазм иссяк. Почему? Потому что пополнения вкуса нет, все становится сухо, пресно, скучно. Нет общения со святыми людьми.

Духовность – это скучно?

Говорят, духовная жизнь – скучная деятельность. Людям нужен какой-то движняк чтоб был, вот это для них – дыхание жизни. А какая-то духовность… Лучше оставлю или даже не начну.

А ты попробуй оставить. Попробуй без Бога. «Из страха перед Верховным Господом дует ветер» — говорится в Тайттирия-упанишад, 2.8.1. А мы тут пытаемся быть самостоятельными и самим решать, как изменить жизнь.

Если ты не нашел прибежище в духовной жизни, то найдешь прибежище в материальной жизни, обязательно, без исключений. А материальная жизнь – это рождения, болезни, старость и смерть. Гарантированно. И еще тройственные страдания от других живых существ, от природы и от собственного ума. И карусель эта практически круглые сутки.

Когда у нас возникают сомнения, нужно всегда руководство преданных Бога, которые эти сомнения развеивают. Надо честно признаться в своей дисквалификации и смиренно согласиться на руководство святого человека. Найти его можно в церкви, монастыре, храме – было бы желание и твердая вера. И смирение.

Как изменить жизнь при помощи духовного наставника?

Нам трудно согласиться на руководство. «Кто тут мной будет руководить? Мне из сердца Господь Сам все подсказывает!». Но не совсем так. Шрила Прабхупада в комментарии к стиху из «Бхагават-гиты», 10.10, пишет:

«Бог может стать наставником и духовным учителем любого, кто хочет получить Его милость. Человеку Господь посылает духовного учителя, чтобы тот обучал его. А когда человек достигает высот преданного служения, Господь становится его гуру и дает наставления Сам, из сердца. Однако Бог не станет направлять человека до тех пор, пока он не пройдет полный курс обучения у духовного учителя».

Ты сейчас как будто стоишь на берегу духовной жизни и спрашиваешь: «Ну, как там?».

А ты попробуй, ножкой хотя бы. Холодная вода? А как в духовность затянет – и что потом? Что потом со мной будет? Сектантом буду? Как я могу так резко поменять жизнь? Стану ненормальным: перестану пить, курить, есть мясо, заниматься незаконным сексом… Жизнь нормальная закончится!

Или только начнется?..