Погоня за счастьем с научной точки зрения

Наше сознание подобно магниту, который имеет постоянное свойство притягивать к себе железо. Только, в отличие от металла, наш ум непрерывно пытается притянуть к себе ощущение счастья. Для жителей этой огромной вселенной (людей, зверей, птиц, насекомых и даже для растений) существует только одно неудержимое стремление – жадная погоня за счастьем. И это единственное, чего нам не хватает в жизни. Погоня за счастьем — это наша единственная потребность.

Погоня за счастьем

Всем нам хочется счастья, и этот факт понятен даже ежу. Но вопрос в другом: «Где найти такое счастье, которое давало бы постоянное ощущение удовлетворения?». Мы хотим быть счастливыми, но проблема в том, что мы в погоне за счастьем не знаем даже, как стать просто удовлетворёнными.

В этом-то и заключается главный секрет. Факт в том, что нам недостаточно счастья, которое у нас есть. Каждый хочет жить намного лучше и всю жизнь трудится только ради этого. Но, в конечном счёте, удовлетворение всё равно не приходит. Похоже, мы просто не знаем, в чем суть счастья и где его искать.

И с этой статьи мы начинаем очень большую тему, которую будем исследовать на протяжение нескольких статей. Мы будем изучать науку счастья. Такого о себе вы ещё не слышали!

Видео о том, что такое счастье

Каким бывает счастье?

Ведическая наука систематически и подробно описывает суть счастья. На древнем санскрите вкус счастья называется термином раса.

Существует 2 вида расы, или два вида счастья:

  • Первый вид счастья называется «бхакти-раса» — это высший уровень счастья, и он имеет метафизическую, нематериальную природу.
  • Второй вид счастья,»пракрита-раса», — это, соответственно, низший уровень счастья, когда мы испытываем удовольствие, извлекая его из окружающего материального мира.

Почти всё, из чего мы берём наслаждение, в чем состоит наша погоня за счастьем, относится именно ко второму виду счастья. И в этой статье мы начнём разбирать свойства материального счастья.

Суть материального счастья

Вкус материального счастья бывает трех качеств:

  • в невежестве;
  • в страсти;
  • в благости.

«То, что в начале кажется ядом, а в конце становится подобным нектару, состояние, в котором человек пробуждается к самоосознанию, называют счастьем в гуне благости.
Счастье, которое человек испытывает от соприкосновения чувств с их объектами, которое в начале кажется нектаром, а в конце становится подобным яду, именуют счастьем в гуне страсти.
А счастье, которое ослепляет человека, лишая его возможности постичь природу души, обманчивое в начале и в конце, порожденное сном, ленью и иллюзией, — такое счастье называют счастьем в гуне невежества».

«Бхагавад-гита как она есть», 18.37-39

То, каким качеством будет обладать вкус счастья, в большей мере зависит именно от объекта, из которого мы хотим извлечь наслаждение, которым мы хотим наслаждаться в погоне за счастьем.

Например, этим объектом может быть еда. Если это труп животного, испорченная, старая и очень вредная пища, то вкус наслаждения таким объектом будет иметь качество невежества. Имея качество страсти, еда будет с ярким вкусом, слишком солёная или слишком острая, очень горячая или чрезмерно пряная. А в качестве благости — это свежая, чистая, сочная, маслянистая и здоровая еда.

Все это описано в «Бхагавад-гите», азбуке ведической мудрости. Книга содержит самые элементарные правила или законы вселенной, по которым должен жить человек, для которого вся его жизнь — это погоня за счастьем.

«Пища, которую предпочитают люди, находящиеся в гуне благости, увеличивает продолжительность жизни, очищает сознание, прибавляет сил, здоровья, приносит счастье и удовлетворение. Это сочная, маслянистая, здоровая, приятная сердцу пища.
Чрезмерно горькая, кислая, соленая, пряная, острая, сухая и очень горячая пища нравится людям, находящимся в гуне страсти. Такая пища является источником горя, страданий и болезней.
Пища, приготовленная более чем за три часа до еды, безвкусная, несвежая, протухшая, нечистая и состоящая из чужих объедков, нравится тем, кто находится в гуне тьмы».

«Бхагавад-гита как она есть», 17.8-10

И в зависимости от нашего мировоззрения, или концепции жизни, вкусы и предпочтения могут быть разными. Кого-то тянет преимущественно к невежественному вкусу, кого-то больше привлекает вкус счастья в страсти. И меньше всего людей наслаждаются в благости. Но суть счастья в благости заключается в его постоянстве, в отличие от счастья с другими, более низкими качествами.

Как работает погоня за счастьем с научной точки зрения?

Механизм извлечения удовольствия понятен каждому: если наши органы чувств соприкасаются с объектом, который для нас кажется приятным, то наш ум приходит в возбуждение, и возникает желание испытать удовольствие от этого объекта. И начинается настоящая погоня за счастьем.

Когда же мы удовлетворяем это желание в виде возбуждения в уме, это приводит нас в более спокойное состояние, и нам кажется, что мы счастливы, что в этом и есть суть счастья. В итоге мы убеждены в том, что счастье – это следствие исполнения наших материальных желаний, возникших в уме.

Погоня за счастьем

И, как правило, наслаждения в качествах страсти и невежества – самые распространенные формулы обретения удовольствий в этом мире, поскольку они связаны с очень простым механизмом: просто наслаждайся тем, чем хочется и сколько хочется.

«Сегодня, — думает демон, — я получил хорошую прибыль, когда же мои планы осуществятся, я получу еще больше. Сейчас я владею неплохим состоянием, но в будущем оно станет еще больше. Этот был моим врагом, и я убил его. Та же участь ожидает и остальных. Я хозяин всего. Я наслаждаюсь жизнью. Я достиг совершенства, обрел могущество и счастье. Я богаче всех, и меня окружают знатные родственники. В мире нет никого могущественнее и счастливее меня. Я буду совершать жертвоприношения, раздавать пожертвования и радоваться жизни». Так эти люди становятся жертвами собственного невежества.
Обуреваемые беспокойствами и тревогами и опутанные сетями заблуждений, демоны чрезмерно привязываются к чувственным удовольствиям и в конце концов попадают в ад.

«Бхагавад-гита», 16.13-16

Но такая концепция удовлетворения имеет очень большой изъян.

Суть счастья в страсти и невежестве

Давайте посмотрим, что происходит с нашим сознанием, когда мы заняты удовлетворением своих материальных желаний в низших качествах невежества и страсти.

Каждый раз, когда мы созерцаем объект желания, в нейронах нашего мозга инициируется выделение определённых гормонов-возбудителей, которые пробуждают различные эмоции. Эти гормоны называются нейромедиаторами. Существует много видов таких нейромедиаторов, но все они разделяются на две группы: те гормоны, что пробуждают негативные эмоции (например, эмоцию страха, когда мы соприкасаемся с опасностью) и гормоны, возбуждающие позитивные эмоции разных оттенков.

Вся материальная жизнь основана на этом возбуждении определённых нейромедиаторов, чтобы испытать те или иные эмоции счастья. Например, когда мы голодны или испытываем жажду, и перед нашими органами восприятия находится желанный объект, то в нейронах мозга рождается нейромедиатор анандамид, который даёт ощущение счастья от принятия пищи.

Счастье от еды

В материальном мире критерием самого большого удовольствия, имеющего качество страсти, являются половые отношения. Люди считают, что погоня за счастьем – это погоня за сексуальными удовольствиями.

Когда человек смотрит на противоположный пол, то в нейронах его мозга выделяются нейромедиаторы эндорфин и дофамин, что вызывает сексуальное возбуждение и неукротимое желание насладится вкусом этого удовольствия. Дофамин вызывает эмоции азарта, похотливости, эйфории и ощущение победы. Больше всего видов наслаждений предоставляет именно этот гормон. Он возникает из наших желаний, имеющих качество страсти.

Высшая суть счастья по мнению людей в невежестве и страсти

В наивысшей степени выделение дофамина происходит тогда, когда человек принимает наркотические вещества. Выделяется большое количество этого гормона, и вследствие этого можно ощутить сильные эмоции наслаждения или кайфа. Также нейромедиатор адреналин у многих вызывает эмоции риска, страха и паники. Но эта игра с опасностью выделяет также и дофамин, что даёт ощущение сильного кайфа. Поэтому многие люди любят смотреть фильмы ужасов, где показывают откровенное насилие, изощрённые убийства – чтобы вызвать контраст чувств между паникой и наслаждением.

Люди прыгают с парашюта, катаются на американских горках и других аттракционах, гоняют на большой скорости, используя различные машины, мотоциклы или просто скейты и сноуборды. На них они проделывают всевозможные трюки и занимаются очень многими безумными вещами. А суть все та же адреналин позволяет извлекать более концентрированную порцию дофамина, что, в свою очередь, вызовет определенные эмоции удовольствия. И эта погоня за счастьем подобна наркотику.

Весь спорт существует на адреналине и дофамине, на чувствах страсти, азарта, победы и доминации. И для многих это большой кайф. Целая индустрия компьютерных игр и VR позволяет нам с головой погрузиться в виртуальный мир, где каждый найдёт себе развлечение, соответствующее его вкусам.

Но очень интересно посмотреть, что происходит с нашим сознанием, когда мы выбираем путь получения наслаждения такими способами?

Почему погоня за низшим счастьем не приносит счастья?

К чему приводит чрезмерное возбуждение нейромедиаторов адреналина и дофамина? Проблема в том, что эти гормоны при частом выделении перегружают дофаминовые рецепторы.

Рецепторы принимают и передают эти гормоны в клетки сосудов, сердца и мышц, и таким образом проявляются эмоции счастья и эйфории. Но при длительной нагрузке эти рецепторы выжигаются. Выжженные рецепторы, на которые воздействуют нейромедиаторы, требуют большей дозы удовольствия. И чем больше мы продолжаем стимулировать ум всё большим количеством объектов наслаждений, тем больше мы становимся безумными и неудовлетворёнными.

«Так чистое сознание живого существа, изначально обладающего совершенным знанием, оказывается во власти его вечного врага — вожделения, ненасытного и пылающего, подобно огню».

«Бхагавад-гита как она есть», 3.39

Переизбыток стресса от неудовлетворённого возбуждения и выжженные рецепторы запускают психосоматические болезни – болезни от нервов. Самый яркий пример тому – принятие наркотических веществ, которые настолько выжигают рецепторы, что человек больше ни от чего не чувствует удовольствия, кроме увеличения дозы. Поэтому в мире самый большой процент самоубийств в тех странах, где наблюдается высокий уровень жизни и материального развития. То есть там, где люди имеют больше возможностей для чувственного наслаждения.

Погоня за счастьем

Мы видели это также на примере людей, которые стали богатыми и знаменитыми. Чрезмерные наслаждения в страсти и невежестве приводят к тому, что они начинают принимать наркотики и уходят из жизни. Люди просто выжигают свои рецепторы под большим напором нейромедиаторов, и ощущать удовольствие становится всё сложнее.

Что касается наслаждения от половых отношений, то проблема в том, что возбуждённое желание очень трудно погасить. А если его терпеть, то человек становится раздражительным и гневливым.

«О могучерукий Aрджуна, осознав свое превосходство над материальными чувствами, умом и разумом, человек должен обуздать ум с помощью одухотворенного разума, и таким образом духовной силой побороть своего ненасытного врага – вожделение».

«Бхагавад-гита», 3.43

Возбуждение удовлетворить не получится, оно ненасытно, как говорится в «Бхагавад-гите». Оно остается, оно не проходит, и облегчения нет. Человеку хочется удовлетворять это желание все более и более изощрёнными способами, которые, в конце концов, приводят к извращению. Таким образом, страсть очень быстро приводит к деградации человека.

К чему приводит погоня за счастьем в материальном мире?

Вся так называемая суть счастья в материальном мире в качествах страсти и невежества основана на разных формах возбуждения нашего мозга. И это возбуждение требует погашения.

Но это подобно тому, как пытаться потушить огонь, забрасывая его дровами. В итоге пламя становится только больше. То есть, чем больше мы наслаждаемся дешёвым счастьем в качествах невежества и страсти, тем больше страдаем в итоге. Счастье от таких материальных объектов равносильно страданию.

Настоящее счастье – не дешёвка, его не так просто получить. В конечном итоге, удовольствия низкого уровня доступны даже собакам и свиньям. Нас же с вами отличает только одно преимущество – наличие более развитого интеллекта.

Материальное счастье доступно свиньям и собакам

Именно разум с правильной базой знаний позволяет обрести счастье более высокого порядка. Суть счастья более высокого качества – в его постоянстве. Но проблема в том, что мы выбираем не тот объект, из которого можно получить счастье.

Именно от объекта зависит, какое счастье мы получим. На что или на кого мы направим свой ум в погоне за счастьем, такое счастье и получим.

А какой объект нам нужен?

В этом кроется другой секрет науки счастья, который мы узнаем в следующей статье.

Задать личный вопрос автору статьи

Если Вас что-то смутило в статье, или появились конфиденциальные вопросы — Вы можете их задать, не оставляя общедоступный комментарий. Для этого заполните форму связи ниже. Мы вышлем Вам ответ почтой, или на указаный контакт в течение недели.

Чем детальнее Вы опишите суть вопроса, тем лучше мы сможем помочь Вам.