Горе от ума, или Нужен ли человеку разум?

Что нам мешает быть счастливыми постоянно? Почему мы страдаем? Почему пытаемся найти счастье в деньгах, алкоголе, наркотиках, еде, сне, сексе? И почему его там не находим?

Горе от ума, или Нужен ли человеку разум?

На этот вопрос очень понятно (как и на любые другие вопросы) отвечает «Шримад Бхагаватам», вершина ведической мудрости. «Шримад Бхагаватам», суть всех Вед, сияет, словно солнце. «Сияет» означает, что когда читаешь ее, все становится ясным.

И в третьей песни «Шримад Бхагаватам» говорится:

«В материальном мире счастливы только последние глупцы и люди, поднявшиеся над уровнем разума. Те же, кто занимает промежуточное положение, обречены на страдания».

«Шримад Бхагаватам», 3.7.17

То есть, в этом стихе, по сути, говорится, что именно разум мешает человеку быть счастливым.

Материальная природа – причина наших страданий?

Интересный момент. В этом и предыдущих стихах «Шримад Бхагаватам» говорится о глубинных причинах страдания живых существ. Здесь сказано, что причина невзгод живого существа – это колебания внешней энергии Господа, материальной природы. Материальная природа – причина страданий живого существа.

Как сказано в стихе, существует три категории людей, которые взаимодействуют с материальной природой:

  • Первая категория – это те, кто являются величайшими глупцами, невежественными людьми. Они ничего не чувствуют, в том числе и влияния материальной природы, потому не подвержены страданиям.
  • Вторая категория – это парамахамсы, великие души. Они также не чувствуют влияния этой материальной энергии, так как поднялись над ней.
  • И третья категория – те, кто занимает промежуточное положение между глупцами и парамахамсами. Эта категория живых существ очень сильно страдает, и таких в мире более 90%.

То есть, как только у человека появляется хоть какой-нибудь разум, он начинает ощущать страдания в жизни.

Почему глупцы счастливы?

Невежественные люди не ощущают влияния материальной энергии, потому что они даже не задаются вопросом о причине страданий в материальной жизни. Они просто не думают о том, почему я болею, почему я старею, почему приходит смерть. Эти вопросы у них даже не возникают: так надо, и все. У таких людей нет разума, чтобы задуматься даже над простыми вопросами. По сути, они находятся на уровне животного существования и не осознают причины страданий.

У глупых людей примитивные представления о счастье: просто поесть, поспать, секс и оборона. Вот и все счастье. Но самое интересное, что чувства таких людей нечувствительны. И поэтому ощутить какие-то тонкие моменты в жизни (насладится красивой музыкой, проявить принципы культуры, быть благородным, проявить какую-то честь) – для них это непонятно. Секс – понятно. Еда – понятно. Выпить – понятно. А какая-то культура, честь, благородство? Непонятно.

Это очень низкий уровень существования, при котором люди не испытывают страданий. Такой плюс в этом положении. Они не испытывают страданий, потому что чувства становятся нечувствительными к страданиям, чувства огрубевают полностью. Поэтому и любить такие люди не способны.

Почему счастливы те, кто поднялся над уровнем разума?

Те, кто находятся на более высоком уровне жизни, чем животные, с состраданием смотрят на неразумных людей. Они видят, в каком ужасном положении те находятся, как они страдают. Но сами люди, докатившиеся до животной жизни, не думают, что они страдают. Они уверены, что все нормально.

Людей, которые освободились из-под влияния разума, называют парамахамсами, они находятся на противоположной стороне развития от людей, живущих животной жизнью.

У парамахамс есть понимание иллюзорности этого мира. Оно приходит благодаря вере в Бога и наставления духовного учителя. Именно благодаря следованию наставлениям гуру и Господа, священных писаний, такие люди поднимаются над уровнем материального существования. Они поднимаются на духовный уровень и испытывают настоящее, духовное счастье.

«Шримад Бхагаватам», ведическое священное писание, в центре решения всех проблем в жизни всегда ставит Верховного Господа, процесс преданного служения Ему, процесс слушания о Нем, прославления Господа, памятования о Господе. В этом писании говорится, что когда чувства живого существа сосредотачиваются на Верховной Личности Бога, только тогда уходят все страдания. И сосредоточить свои чувства на Господе возможно благодаря процессу слушания и повторения рассказов о Нем и Его деяниях. Именно так поступают парамахамсы, благодаря чему выходят из-под влияния материальной природы и больше никогда не испытывают страданий.

Кто же страдает в этом мире?

Реально несчастны в этом мире оставшиеся 90% людей, которые занимают промежуточное положение между неразумными людьми и парамахамсами. Это те, кто уже не ведет существование животных, но кто еще не поднялся на трансцендентный духовный уровень. Это категория людей, у которых начинает пробуждаться разум, они начинают о чем-то задумываться в жизни, начинают ощущать и осознавать всю тяжесть материального существования.

Такие люди очень ранимы к отсутствию культуры, к обману, им больно проживать бессмысленно свою жизнь. Их очень сильно ранит смерть близких, разводы, измены. Бессмысленная деятельность, которой люди занимаются в этом мире, их разочаровывает. Бессмысленная жизнь и суета вводит в депрессию. Куда не посмотрят – они не видят смысла во всем том, что происходит в жизни. В ней нет глубины.

В юности со мной такое было: все вокруг мне говорили, что надо учиться. И у меня всегда возникал только один вопрос: «Зачем?». Никто не отвечал мне нормально, никто не давал разумного ответа. Мне говорили, что надо заниматься такой-то деятельностью, а зачем ей надо заниматься – я не услышал разумного ответа. И это было больно.

Причина страданий людей – в пробуждающемся разуме

Все эти страдания, которые проявляются в жизни, ощущаются только потому, что у человека пробуждается разум. То есть, с одной стороны хорошо: разум появляется в человеке. Но с другой стороны, с появлением разума у человека появляются и страдания.

Это не так, что страданий не было, и они вдруг появляются. Они есть всегда. Но когда появляется разум, эти страдания начинают становиться осознанными. Человек начинает осознавать: «Я реально страдаю». До этого он думал, что все нормально, все хорошо, а сейчас начинает понимать, что он страдает. И в какой-то момент человек начинает понимать, что хочет быть счастливым, а не страдать.

Как только мы хотим наслаждаться в этом мире, разум портит эти наслаждения. Потому что разум сразу же все поддает сомнению, все те наслаждения, к которым мы стремимся. Мы хотим наслаждаться, быть счастливыми, а разум нам говорит: «Это все временно!».

Представляете? Когда ты только собираешься наслаждаться, появляется такая мысль. Это же ужасно! Откуда она, почему мешает? Разум шепчет: «Это временно, это все пройдет». Мы хотим прилагать какие-то усилия, достичь каких-то богатств, а разум спрашивает: «А есть ли в этом смысл?». Только что вдохновение было, только что радовался планам на будущее, новым приобретениям, а разум помешал этой радости: «Зачем это все? Есть ли в этом смысл? Получу ли я удовлетворение от этого? Вряд ли».

И все, мы теряем энтузиазм. Разум мешает. Он мешает нам наслаждаться.

Иметь сильный разум – не лучшее положение для тех, кто хочет счастья

Конечно, разум может и помочь. К примеру, если мы ищем воду в пустыне, разум нам говорит: «А может, здесь ее нет?». Это нас немножко отрезвляет, и нам становится легче. Реально, ну нет же там воды, поэтому нечего тратить время на поиски.

Но, хотя это понимание отрезвляет, счастья оно не приносит. В пустыне нет воды, но где-то же она есть? Потому что воды хочется, наслаждений все равно хочется. Мы говорим: «В материальном мире счастья нет». Но все равно счастья хочется. Все равно хочется наслаждаться!

Поэтому трезвый взгляд на вещи – это не выход из ситуации.

Еще одно из свойств разума – он проявляет заблуждения, которые в нас есть. При помощи разума мы можем увидеть все недостатки нашего характера, всю грязь в нашем сердце. Но это тоже радость не приносит, правда?

Поэтому, если мы хотим наслаждаться в этом мире, то находиться на уровне разума – это не лучшее положение. В какой-то момент нам захочется просто забыться, расслабиться, раскрепоститься, просто начать течь по течению жизни, чтоб было легко, спокойно так… В какой-то момент обязательно захочется сойти как-то с этой очень тяжелой разумной платформы.

И это возможно. Но это можно сделать двумя способами.

Как сойти с платформы разума?

Первый способ – опуститься вниз. А второй способ – подняться вверх, над разумом.

Чтобы сойти с платформы разума, мы или опускаемся до животного существования, и тогда нам легчает, или мы поднимаемся до трансцендентного уровня, и тогда нам тоже легчает – становится легко жить духовной жизнью.

Опуститься вниз намного проще, чем подняться вверх, на духовную платформу. Поэтому, чтобы сойти с платформы разума, этим методом пользуется большинство людей.

Чтобы отключить разум, чтобы мы могли расслабиться, существуют различные методы. Это алкоголь, наркотики, женщины, азартные игры… Человек буквально опьяняется всем этим. Опьянеть – значит просто отключить разум. Когда человек опьяняется, и у него отключается разум, ему начинает казаться, что он наслаждается этим миром.

Однажды я проходил мимо ресторана, на летней площадке гуляли свадьбу. Смотрю, все танцуют, но как-то грустно так. Я предложил им книги по самоосознанию, сказал, что какие-то у них гости все невеселые. А мне ответили: так просто застолья еще не было. Не отключили еще люди разум, поэтому все так печально. Людям надо сначала отключиться, и только потом они могут радоваться жизни.

Трезвое состояние – очень тяжелое состояние в материальном мире

Тяжело быть трезвым, потому что сама материальная реальность, которую мы наблюдаем, неблагоприятна. И многие вещи в жизни просто нужно принять такими, как они есть. Многие вещи нам неприятны, но их просто нужно будет принять.

Скажем, такая проблема, как старость: это неприятно. Стареть неприятно, но это просто нужно будет принять. Болезни – тоже неприятная вещь, но их тоже нужно принять. И тем более – смерть, это неприятная вещь, но она неизбежна. В этом мире смертность 100%.

В жизни есть много неприятностей, и трезвый человек начинает все это видеть. Я этого не хочу, но оно приходит ко мне. Поэтому очень тяжело смотреть на мир трезвыми глазами. Из-за этого у большинства людей есть склонность опьянеть и забыться от материального мира.

Но есть другой метод решения проблемы с разумом. Для того, чтобы стать счастливым, не обязательно отключать разум. Нужно просто перенаправить свой разум. Нужно научиться погружать разум внутрь себя, на самосознание.

Накормите свой разум духовной пищей!

Если разум беспокойный, если он постоянно чего-то хочет, то, может, он просто голодный? Может, его просто нужно накормить, дать правильную пищу? Нужную пищу, которая удовлетворит разум?

Многие люди скажут: «Но я постоянно кормлю свой разум! Я каждый день кроссворды решаю, например. Очень разумные кроссворды. Для моего разума пищи хватает». Или: «Я много-много информации нахожу в интернете, сижу там часами, и для разума моего там о-го-го сколько пищи!». Но, на самом деле, это не пища для разума.

Один философ сказал, что человек тонет в океане информации, погибая от жажды знания.

Очень хорошее сравнение. Пить хочется, воды в океане полно, но попить невозможно. Интересная ситуация: воды полно, а попить ее невозможно. Жажда мучит среди огромного количества воды.

Так и в этом мире: огромный океан информации, а пить нечего. Пресной воды нет, чтобы попить, все осквернено иллюзией этого мира. Разум от этой информации не получает удовлетворение. Нам нужно другое знание, которое удовлетворит душу, которое даст полное удовлетворение и насытит наш разум.

Какая пища для разума самая питательная?

Чтобы насытить разум и душу, нужна информация, которая даст ответы на самые глубокие вопросы:

  • Кто я?
  • Зачем я живу в этом мире?
  • Что представляет собой этот мир?
  • Кто такой Бог?
  • Каковы мои вечные отношения с Богом?
  • Что такое время?
  • Что такое карма и т.д.?

То есть, глобальные вопросы не решены, поэтому разум находится в постоянном беспокойстве.

Вы можете любого ученого спросить о смысле жизни, и он начинает: «Ну, я думаю… Мне кажется…». И начинается! Люди не знают. Хоть они и ученые, но они не знают, зачем они живут. Они плавают в этом океане информации, но погибают от жажды знания. И так как разум не может найти настоящей, питательной пищи, он остается голодным и беспокойным.

Но как только мы погружаем сознание внутрь себя, как только мы даем духовную пищу для разума, приходит сразу же желанная реакция – удовлетворенность.

Умиротворение – первый признак того, что разум насытился

Когда мы получаем настоящую пищу, настоящее знание, то первое, что должно прийти в жизнь – это умиротворение.

«Я – вечная душа!». Прекрасное знание. «Я никогда не старею, не болею, не умираю. У меня есть вечные отношения с Верховной Личностью Бога!». Какая прекрасная пища для нашего разума! А не то, что: «Может, нас инопланетяне сюда заселили? Или я произошел от обезьяны?». Это не пища, это – отрава.

После того, как на первом этапе у человека проявится умиротворение, затем придет истинное, глубокое счастье. Благодаря этому знанию мы становимся радостными. И именно благодаря радости мы способны терпеть те проявления страданий, которые есть в этом мире.

«О, сын Кунти, счастье и горе приходят и уходят, сменяя друг друга, как зима и лето. Они возникают от соприкосновения чувств с объектами восприятия, о потомок Бхараты, поэтому нужно научиться терпеливо переносить их, оставаясь невозмутимым».

«Бхагавад-гита как она есть», 2.14

То есть, согласно «Бхагавад-гите», те временные проявления и счастья и несчастья, которые возникают в этом мире, человек способен терпеть. Но способен терпеть только потому, что нашел истинный источник счастья — Господа. Только благодаря этому он способен переносить все проявления страданий, которые могут возникать в этом мире.

Глубинная причина страданий

Страдания в этом мире имеют иллюзорную основу, потому что забыта наша истинная природа. Все существование в этом мире опирается на то, что мы забыли, кто мы есть на самом деле. Все знание и вся информация, которые даются нам, только усугубляют проблему, усугубляют забытье нашей истинной природы.

Но тот, кто доверился Господу, не может находиться в иллюзии. Шрила Прабхупада говорит, что преданный Господа – он на самом деле самый разумный человек. Даже если преданные Господа неграмотны, даже если они не умеют читать, все равно они являются самыми разумными личностями только потому, что Господь Сам дает им знание из сердца. Господь Сам подсказывает, как они должны действовать в этом мире. И потому преданный Господа никогда не может находиться в заблуждении.

«Я пребываю в сердце каждого живого существа, и от Меня исходят память, знание и забвение. Цель всех Вед — постичь Меня. Я — истинный составитель «Веданты» и знаток всех Вед».

«Бхагавад-гита как она есть», 15.15

Люди, которые не завидуют Богу, имеют самый трезвый взгляд на вещи.

Так нужен разум человеку или нет?

Как только мы станем способны перенаправить наш разум на постижение своей природы и природы Верховной Личности Бога, мы начнем делать истинные открытия в нашей жизни. И эти открытия будут основаны на том, что мы будем с каждым разом понимать все больше и больше величие Господа. И чем больше мы будем раскрывать величие Бога, тем больше наше сердце будет наполняться радостью.

Шрила Прабхупада пишет, что каждый человек обречен на то, чтобы заниматься любовным служением Господу. Почему? Потому что Господь невероятно прекрасен. Но, чтобы понять это, необходим разум. Необходим разум, чтобы постигать Его величие, чтобы постоянно размышлять на эти темы.

У нас есть разум, но какие темы он обсуждает, о чем он думает? Часто ли мы обсуждаем величие Господа, часто ли мы думаем на эти темы? Нет, не часто. Но именно эта тема благоприятна, она дает возможность черпать наслаждение в своих отношениях с Верховным Господом. Но даже для того, чтобы понять и принять такую простую вещь, нужен разум.

Кто на самом деле глупец?

В движении Сознания Кришны мы выходим на улицу, танцуем и поем Харе Кришна. И о нас говорят: «Они неразумны. Мы ученые, мы что-то изучаем, а они что делают? Танцуют просто, и все».

У современных людей, в том числе и ученых, нет глубокого философского понимания вещей. Своим оскверненным разумом эти ученые не понимают величия преданных Господа. Движение санкиртаны – совместного пения мантры Харе Кришна –  основано на глубоких философских принципах ведической науки.

Если вы – простой человек и не склонны изучать книги по философии – пойте и танцуйте для Бога, это очень просто. Но если вы хотите углубить эти знания, если хотите понять философскую основу, почему кришнаиты поют и танцуют – пожалуйста, у нас есть 80 томов книг. Можете изучить их и подвести глубокую философскую основу, почему мы так делаем. Наши танцы основаны на глубоком философском понимании величия Святого Имени Господа. Но этого не понимают современные ученые и якобы разумные люди.

«В наш век вражды и лицемерия единственный путь к освобождению — это повторение Святого Имени Бога. Нет другого пути, нет другого пути, нет другого пути».

«Брихан-нарадия-пурана», 38.126

Окрепнет ли наш разум, повторяя Харе Кришна?

Благодаря повторению Святого Имени мы не станем более разумными. Наоборот, мы будем чувствовать некоторое помутнение, блаженство, потерю памяти… Мы начнем плакать, танцевать. Разве так ведет себя разумный человек?

Начав повторять маха мантру, мы сойдем с ума. Такова природа Харе Кришна маха мантры. Любой, кто повторяет ее, сразу чувствует восторг любви к Господу, Кришне.

Внешне любовь к Господу может выглядеть, как безумие, но это – основа истинного счастья.

Чтобы подняться до уровня парамахамсы и не испытывать больше страданий в этом мире, мы используем метод, который нам дал Шрила Прабхупада – воспевание Святого Имени Бога. Воспевание Святого Имени Господа – оно больше, чем просто разумное понимание вещей. Это аспект блаженства Господа. Поэтому мы принимаем этот процесс. Мы поднимаемся даже над какими-то нелогичными вещами, понимая, насколько Господь велик. Его величие даже не помещается в рамках логики. Но понимание этого величия и есть основа истинного счастья.

Если Вы хотите глубже понять, почему все кришнаиты такие счастливые, приезжайте в любой храм Харе Кришна, познакомьтесь поближе с теми, кто поднялся над уровнем разума. Может, вы заразитесь этим счастьем и тоже выйдете на улицу воспевать Харе Кришна?..


Видео лекцию на эту тему от Нитьянанды Рая прабху можно посмотреть на YouTube: