Фундамент духовной практики

Прежде, чем приступить к изучению деталей духовной практики в любой традиции, нужно понять, а в чем же состоит фундамент духовной практики? Без этого полное погружение в «духовность» может привести к очень печальным последствиям.

К примеру, когда мы приходим устраиваться на работу, то сразу начинаем выяснять какие-то детали, разбираться в том, как правильно выполнять свои обязанности, какие эти обязанности, какой у меня будет график работы и прочее. Но основная вещь, в которой в первую очередь нужно разобраться, когда я прихожу на новую работу – а вообще платить мне тут будут? И если я с этим не разобрался, но уже начал что-то делать, то результат может быть неожиданным для всех.

В духовной практике то же самое. Перед тем, как погружаться в детали, нужно сначала разобраться, а есть ли смысл лично для меня в них погружаться? Нужно увидеть всю картину целиком, и лишь потом начинать рассматривать отдельные мазки.


Из статьи Вы узнаете:

Фундамент духовной практики - эмоции благости
Прежде, чем погружаться в детали духовной практики, нужно увидеть картину целиком

Что такое настоящая духовная практика?

Если Вы интересуетесь духовностью именно в ведической традиции, или же присматриваетесь к ней, тогда эта статья Вам поможет понять, с чего начать и чему уделять особое внимание.


Также рекомендуем прочесть статью-путеводитель «С чего начать духовную практику в ведической традиции«.

Итак, для начала нужно четко усвоить, что ведическое знание передается по парампаре – цепи духовных учителей, от учителя к ученику. По этой же цепи передается определенное настроение любви к Богу. Именно развитие любви к Богу, восстановление отношений с Ним является целью изучения Вед (и целью любой авторитетной религиозной традиции). Именно для этого существует так много предписаний и запретов в Священных писаниях (Бхагавад-гите, Шримад Бхагаватам, Библии, Коране, Торе).

Процесс развития любви к Богу называется духовной практикой.

И о том, как увидеть Бога и возможно ли это, мы писали в статье «Покажите мне Бога!«. Рекомендуем прочесть всем, кто сомневается в существовании Верховного Творца.

Три этапа духовной практики

В ведической традиции выделяют три этапа духовной практики:

  • Садхана – этап регламентированного служения, когда мы действуем по правилам, выполняем наставления старших и священных писаний.
  • Бхава – спонтанное служение Богу в состоянии экстаза, приводит к развитию истинной любви к Богу.
  • Према – преданное служение в настроении чистой любви к Богу.

О том, что такое настоящая любовь, читайте в интересной статье «Законы вечной любви«.

Цель уровня садханы, или регламентированного служения – достижение спонтанного уровня служения Богу. Поначалу каждый из нас начинает действовать механически, потому что нам так говорят делать. Нужно рано вставать, совершать омовения два-три раза в день, молиться, читать священные писания, есть только освященную пищу, не употреблять алкоголь, продукты убийства, не курить и т.д. Так мы пытаемся за счет внешних действий развить определенное настроение, эмоцию любви.

Уровень регламентированного преданного служения
Действуя на внешнем уровне, мы учимся любить сердцем

Для этого мы задействуем свой разум. Сильный разум — это также фундамент духовной практики. И для этого мы обращаемся к духовным учителям, потому что именно по цепи учителей (по парампаре, как мы писали выше) передается не только знание, но и определенное настроение, эмоция любви. И это – цель любой духовной практики.


О том, кто такой истинный духовный учитель, мы писали в статье.

Что нам помогает в духовной практике?

У каждого из нас, помимо грубого тела, есть еще и тонкое тело. Это три тонких элемента: ум, разум и эго.


Читайте о том, зачем человеку разум, в научной и переворачивающей восприятие жизни статье.

На уровне садханы наш инструментарий – разум. При помощи разума мы контролируем ум и эго. Ум заставляет нас делать то, что ему хочется, что ему нравится. Но разум способен заставить ум делать то, что полезно и правильно. А ложное эго (наше отождествление себя с телом, нацией, работой, семьей и т.д.) постепенно меняется при помощи разума в результате молитв и медитации. И мы со временем начинаем осознавать свою духовную природу и свое истинное предназначение в жизни.

Но в «Бхагавад-гите» (6.34), одном из основных священных ведических писаний, говорится:

«Ум непоседлив, неистов, упрям и необычайно силен, о Кришна, и, мне кажется, укротить его труднее, чем остановить ветер».

И тем не менее, не смотря на то, что обуздать ум чрезвычайно трудно, он является основным элементом, с которым работает йога. Цель любой йоги (хатха-йоги, аштанга-йоги, бхакти-йоги) – обуздать ум.

Цель духовной практики - обуздать ум
Цель йоги — обуздать ум

Это очень важно для духовной практики, так как через ум на нас воздействует вожделение – «всепожирающий, греховный враг всех существ в этом мире» (Бхагавад-гита, 3.37).

«Потакая ненасытному вожделению, опьяненные гордыней, тщеславием и самомнением, демоны пребывают в плену иллюзии и, очарованные преходящим, вершат свои грязные дела. Они убеждены, что главным смыслом человеческой жизни являются наслаждения. Поэтому их до конца дней преследуют бесконечные страхи и тревоги. Запутавшись в сетях сотен желаний, снедаемые вожделением и гневом, они всеми правдами и неправдами добывают деньги, чтобы с их помощью удовлетворять свои чувства».

Бхагавад-гита как она есть, 16.10-12

Вожделение означает определенные эмоции, страстное желание ощутить определенный вкус наслаждения. Вожделение удовлетворить невозможно, оно ненасытно, как сказано в цитате выше. Это закон природы, и его не изменить. Но мы всю жизнь пытаемся это сделать. И когда разочаровываемся в наших попытках удовлетворить вожделение – чаще всего обращаемся к духовности как альтернативному источнику счастья.


О том, что такое религиозность, читайте в статье на сайте Life Teacher.

Как меняются вкусы человека?

Вожделение, или вкус к чрезмерным наслаждениям, находится в уме. Обуздание ума подразумевает изменение вкусов. Потому что именно ум несет нас куда угодно, и зачастую не к Богу.


Зачем Вам к Богу? Чтобы избавиться от пустоты в душе, которая не заполнится ничем другим.

Ум – основная движущая сила человека. Цель йоги – обуздать ум и направить его с помощью разума туда, куда мы захотим. Мы на уровне разума должны свою жизнь устроить таким образом, чтобы ум менялся, а значит, менялся и вкус. И меняется вкус на уровне садханы.

Фундамент духовной практики - обуздать ум
Вкусы меняются на уровне регламентированного выполнения правил и предписаний, садханы

«Даже воздерживаясь от чувственных удовольствий, воплощенная в теле душа по-прежнему сохраняет вкус к ним. Но, познав более возвышенный вкус, она утрачивает интерес к объектам чувств, доставляющим наслаждение, и утверждается в духовном сознании».

Бхагавад-гита, 2.59

Садхана, как уже говорилось выше – это развитие определенного настроения, бхавы. Бхава – это бытие, или эмоции. Именно эмоции (настроение) определяют Ваше бытие. Или другими словами все то, что с Вами происходит и что Вас окружает, зависит от Вашего эмоционального состояния. То, идете Вы к Богу или в ад, тоже зависит от вкусов, которые руководят Вашей жизнью.

Рассмотрим эмоции через призму гун материальной природы

Гуны природы – это три энергии, которые управляют всем в этом мире. Гуна невежества является низшей энергией, она стягивает живое существо в самые адские области существования.


Вам интересно узнать, какая она, жизнь после смерти согласно Ведам? Читайте об этом в статье на нашем сайте.

Гуна страсти заставляет нас бегать и метаться в попытках выжить, заработать денег, как-то устроиться в этом мире. И гуна благости – единственная энергия, которая наполнена истинным знанием. Она очищает, успокаивает и делает жизнь счастливее.

Трамплином к духовности является гуна благости. Ключевые эмоции на уровне благости: умиротворение, дружеское отношение ко всем, ясность сознания, уважение, благодарность, сострадание. Эти эмоции помогают нам поддерживать стабильность в садхане.

Садхана – это длительная практика, она требует времени, иногда на нее уходят годы. И эмоции в гуне благости дают нам это время.

Фундамент духовной практики
Эмоции в гуне благости являются трамплином в духовный мир

Есть также эмоции на уровне страсти и невежества, основные из них – гнев, страх, зависть, обида, злоба, жадность. Эти эмоции для духовной практики смертельны.


«Как избавиться от зависти» — статья на сайте Life Teacher.

Фундамент духовной практики – эмоции в гуне благости

В своей духовной практике мы работаем с умом, и стараемся в нем развивать те эмоциональные состояния, которые нам помогают поддерживать духовную практику и правильно развивать отношения с окружающими. Развитие правильного отношения к окружающии базируется на эмоциях гуны благости. Это ключевая вещь.

На основании этой эмоциональной составляющей мы должны строить любые отношения. И эти эмоции – это фундамент духовной практики. На этом фундаменте мы потом построим стены, расставим мебель, подберем разные детали.

Но если мы все правильно делаем, а фундамент другой?


К примеру, мы постоянно грешим. Поможет ли нам искупление грехов? Читайте в статье «Как искупить грех и не совершать новый«.

Если мы будем опираться на другой фундамент – это как строить дом на песке: все очень быстро смоет волнами времени.

Когда Вы разбираете какую-то ситуацию в своей жизни, в отношениях – в первую очередь о том, правы Вы или нет, нужно судить по эмоциональной составляющей, которая у Вас возникла. На ее основании Вы можете себя анализировать.

Но если Вы в своей оценке отталкиваетесь от каких-то других критериев, то Ваши логические умозаключения приведут Вас в пучину материального бытия. Причем с внешней точки зрения они все будут правильные. И в результате всех этих правильных умозаключений Вы продолжите свое материальное существование и никогда не научитесь любить Бога. Это будет результат.


Как этого избежать? Читайте в продолжении статьи «Препятствия на духовном пути»