Как избавиться от зависти?

Каждому из нас как минимум раз в жизни приходилось испытывать это «замечательное» чувство – зависть. Даже святые до того, как стать таковыми, боролись с завистью и молились о том, чтобы перестать завидовать другим. Они постоянно спрашивали у своих учителей, как избавиться от зависти.

Как избавиться от зависти

Что такое зависть? Какова природа зависти?

Зависть – чувство, которое возникает, когда мы видим человека, имеющего то, чего у нас нет, но что мы очень хотим получить.

Суть зависти согласно Ведам

К примеру, вы голодны. И представьте, что перед вами сидит человек и ест какое-то ваше любимое блюдо, любимый пирожок. Вы голодны, вы этого человека не знаете, а он сидит и ест этот пирожок. Пирожок такой вкусный, тесто такое тонкое, а начинка – как нектар! И вы сидите, смотрите на него. Какое чувство у вас возникает? Неужели благодарность? У нас возникает чувство зависти. Мы хотим этот пирожок и думаем: «Почему же этот пирожок не у нас?».

И другой момент, который у нас возникает – мы начинаем думать об этом человеке не очень хорошо. Мы думаем: «Ах он негодяй, хоть бы поделился, хоть бы предложил нам пирожок! Он же понимает, что люди рядом, зачем так аппетитно есть этот пирожок?».

И вот это желание обладать чем-то, которое у нас возникает – в этом суть зависти. В результате этого желания мы попадаем под влияние двойственности – одновременного желания обладать и ненависти к тому, кто уже этим обладает. В английском языке есть слово envy, которое переводится как «зависть», а также как «злоба, злость». Мы злобу чувствуем, когда завидуем.

«О потомок Бхараты, о покоритель врагов, все живые существа, появляясь на свет, оказываются во власти иллюзорной двойственности, возникающей из желания и ненависти».

«Бхагавад-гита как она есть
», 7.27

Зависть людей и ее причины

Почему у нас эти чувства возникают – зависть, жажда обладания, злоба? Что мы, этот пирожок никогда не ели? Почему, когда мы видим человека, который обладает тем, чего у нас нет, но чем мы хотим обладать, у нас возникают эти чувства?

Потому что мы хотим оказаться на его месте. Этот пирожок – он олицетворяет наслаждение для нас. Мы хотим наслаждаться. И мы хотим этого именно тогда, когда МЫ хотим. Захотел пирожок – все, я должен его получить. А если я хочу, а пирожка нет – то тогда несостыковка получается.

Зависть

В санскрите есть два понятия:

  • бхоги – означает «наслаждающийся, тот, кто наслаждается»;
  • и ишвара – «повелитель, тот, кто всем владеет».

Обладатель пирожка – он становится автоматически ишварой и бхоги, наслаждающимся и повелителем пирожка. И вот этих чувств нам как раз и не хватает: в этом мире мы хотим одновременно наслаждаться и повелевать.

Тема зависти в материальном мире

Замечал кто-то за собой такое? «Хочу, чтобы все было по-моему, и никак иначе. А если не по-моему – то все прискорбно».

Чувство зависти возникает из-за того, что мы просто хотим наслаждаться, мы хотим быть богами в этом мире. Но Господь в этом мире уже есть. И это не мы. Ишвара и бхоги – это Господь. Он всегда наслаждается, и Он всегда и всем повелевает. Мы же, как ни крути, не можем стать такими.

Изначально тема зависти проявилась к Господу. Именно по причине зависти к Богу, согласно древним ведическим писаниям, мы попали сюда, в материальный мир. В духовном мире, откуда мы все родом, никто Богу не завидует. А кто завидует, тот попадает сюда, чтобы эти качества зависти реализовать.

И почему так происходит? Потому что у нас у всех есть свобода выбора. Нас не ограничивают ничем. Господь говорит: «Хочешь – туда ходи, хочешь – сюда ходи. Как хочешь, так и живи. Единственное, что ты можешь делать – это желать. Твое тело будет заставлять тебя определенным образом мыслить и действовать».

«Введенная в заблуждение ложным эго, обусловленная душа считает себя совершающей действия, которые на самом деле совершают три гуны материальной природы».

«Бхагавад-гита», 3.27

Конечно, можно завидовать по-доброму. Можно просто радоваться за кого-то, что у него все так хорошо. Но мы берем какие-то крайние примеры для того, чтобы понять природу, суть зависти. Потому что каждого из нас в какой-то момент накроет зависть, и мы должны понимать, что это такое и как с этим бороться.

Качества зависти

Когда зависть еще проявляется? Когда я вижу человека, который лучше меня. Но лучше не просто в чем-то, а в том, что у меня тоже хорошо получается.

Допустим, если к вам в комнату зайдет какой-нибудь чемпион мира по шахматам, то вы особо не будете завидовать ему. Если вы, конечно, не мечтаете сами стать чемпионом. Но если вы, к примеру, хорошо готовите, и видите кого-то, кто лучше вас готовит, то сразу начинается между вами соперничество. И если вы оба примерно на одном уровне готовите, то вы еще как-то соперничаете. Но если этот человек открывает мировую сеть ресторанов, то тогда возникает другой момент – у нас срабатывает механизм самосохранения. И мы перестаем замечать этого человека, он для нас перестает существовать.

И в этом заключается ответ на вопрос, который иногда задают люди, пытающиеся откреститься от Бога, говоря, что Его нет. Они говорят: «Если Бог есть, то покажите мне Его! Почему мы Его не видим?». А мы Его не видим, потому что мы Ему очень сильно завидуем. Срабатывает механизм, как в примере с поварами. Потому что Бог – Он лучший во всем. Поэтому люди, не верящие в Бога, говорят, что Бога нет: зависть очень глубоко сидит в их сердце.

Суть зависти – она возникает из желания наслаждаться и повелевать. И также зависть возникает из двойственности, когда мы делим людей на друзей и врагов, сильных и слабых, мужчин и женщин. Это нормально для материального мира, просто нужно понимать, откуда это все берется.

Еще немного про зависть

Вещи, которыми мы хотим обладать, несут нам какое-то счастье. Мы считаем, что если эта вещь или этот человек будет со мной или будет у меня, то тогда мы станем счастливыми. У нас есть такая вера – глубокая, убежденная иллюзия. И потому мы завидуем тем людям, которые имеют эти вещи – мы убеждены, что они-то по-настоящему счастливы, не то, что мы.

Но то счастье, которое душа испытывает, когда она предается Богу, оно не сравниться с этой капелькой счастья от обладания материальными вещами. А мы здесь за этими капельками бегаем, ищем вчерашний день.

Зависть проявляется также в определенных сферах. Допустим, люди, которые ведут материальный образ жизни, вообще не замечают людей, нацеленных духовно. Для них такой человек – не объект зависти.

Но хотя мы все испытываем зависть, мы не можем завидовать всем подряд. И если мы все же завидуем, то зависть в нас проявляется на трех уровнях.

Три уровня зависти:

  1. Эмоциональный. Я пришел на работу, не опоздал, весь такой важный. И тут я вижу, что кто-то заходит на две минуты позже. И он такой радостный, счастливый, с энтузиазмом смотрит на рабочее место. Обычный начинающий работник. Я вижу, что он опоздал, и бросаю на него взгляд, который дает понять, кто здесь главный. «Ты пришел тут счастливый, счастливей меня, да кто ты такой!?». Человек видит этот взгляд и сразу сжимается.
    То есть зависть поначалу проявляется на уровне эмоций. Эмоции очень важны. Почему? Потому что наше настроение наслаждающегося и повелителя – оно постоянно. И эмоции это настроение сразу же выдают.
  2. Словесный. Мы видим, что кто-то делает что-то, что мы не можем себе позволить, и начинаем кричать на него: «Эй, вы в своем уме? Что вы делаете?». Или начинаем как-то грубо общаться, не контролируя себя. Замечали за собой такое? Слова – это в том числе критика и оскорбления, даже неявные. Если мы кому-то завидуем, мы можем говорить: «Да, он хороший работник, но все мы знаем, почему он не остается сверхурочно после работы. Поработать его не заставишь». Это тоже зависть.
  3. Физический. Это наши преднамеренные поступки, которые могут оскорблять других. И даже если мы еще не деремся, то можем какие-то небольшие пакости делать, ставить палки в колеса.

Сила зависти и материальной энергии

Человек, который находится в заблуждении, у которого нет знаний, не может понять и смириться с тем, что кто-то лучше, чем он. Проблема в том, что мы очень привязаны к счастью, которое получаем, контролируя вещи или людей, которыми мы обладаем. Это дает определенное счастье, и мы привязаны к нему. Это материальное счастье – то, что нас держит здесь, в материальном мире, одно и то же кино из жизни в жизнь, изо дня в день.

Но это всего лишь крупицы того счастья, которое мы можем испытать в духовном мире.

Наше тело обусловлено гунами или энергиями материальной природы. И оно само по себе стремиться к обладанию чем-либо, к контролю. Какие-то ему нужны условия для жизни, какие-то должны быть созданы союзы и т.д.

В Пуранах есть пример с Индрой, который был царем всей вселенной. Его прокляли, он стал свиньей и опустился на землю. Теперь у него жена – свинья, канава с испражнениями, забор поваленный, детки хрюши-свинюши бегают. И Индра среди них такой счастливый!

К нему прилетел Брахма, главный менеджер вселенной. У него ж вселенная без Индры, а надо, чтобы он был. Брахма приходит к Индре и говорит: «Слушай, Индра, давай уже, пойдем, хватит играться тут в свинячьи дела». А Индра говорит: «Та нет, что ты! Мне надо свиноматку содержать, поросята розовенькие бегают. Я никуда не пойду, мне тут очень хорошо». Брахма увидел, насколько сильна иллюзорная энергия материального мира. И он устроил так, что порезали этих свинющек, чтобы Индра понял, что пора возвращаться. А вернувшись на райскую планету, Индра перекрестился от облегчения.

Так и мы, попав в материальный мир, попадаем под влияние иллюзии, думая, что те крупицы удовольствия, которые мы тут испытываем, роясь в канаве – это и есть истинное счастье. Но нет. Это не оно.

О том, что такое истинное счастье, можно прочесть в статьях «Про счастье«, а также «Погоня за счастьем с научной точки зрения«.

Как избавиться от зависти к людям?

Первое, что помогает нам избавиться от зависти – это законы кармы. Когда у нас есть настроение наслаждающегося и повелевающего, тогда законы кармы начинают нас бить по голове. «Да какой ты наслаждающийся, какой ты повелитель? У тебя ничего нет!». Ты вроде что-то хотел, что-то имел, а потом раз – и у тебя уже ничего нет.

Карма бьет нас по голове в том случае, если мы не понимаем, что есть кто-то, кто за всем этим стоит. Что все, что к нам приходит – это результат наших поступков в прошлом. И что кто-то нас этим награждает. И что этот кто-то – это Бог. О том, кто такой Бог, читайте в книге «Кришна — Верховная личность Бога«.

Если мы это понимаем, то становимся более или менее благочестивыми людьми. Но если мы этого не понимаем, то тогда нас карма будет бить, пока не поймем, что нужно делиться, что нужно мириться, нужно учитывать, что есть люди рядом, что в этом мире не просто все «Я» и «Мое».

Второй момент, который помогает нам избавиться от зависти к людям – это святые, духовные личности. Мы приходим к ним и видим, что они служат Богу, и они счастливы от этого. Нам поначалу непонятно, почему они служат Богу? Бог – Он что, эксплуататор какой-то? Зачем Ему служить?

Представьте, что у вас есть хороший друг, который помогает вам переваривать пищу. Он толкает ваши мысли определенным образом, напоминает о ваших желаниях, о которых вы забыли. Он все время с вами. Даже когда никого рядом нет, Он все время с вами. Когда вы пьяные от материальной жизни, когда вы пьяные от водки – Господь все время с вами. И Он ждет: «Когда же этот мужик опомнится?». И когда мужик опоминается, то Бог радуется и посылает к нему святых людей, которые вытягивают его из материального плена.

Как избавиться от зависти на практике?

Когда мы общаемся со святыми личностями, то ощущаем вдохновение и понимаем: «Все, дальше так нельзя, нужно что-то менять». И следующее, что мы начинаем делать – это следовать какой-то практике. Мы сознательно прилагаем усилия к тому, чтобы очиститься. И когда мы прилагаем усилия, то начинаем замечать все свои негативные качества.

О том, как очистить свое сердце, в том числе и как избавиться от зависти, читайте в статье «Самые могущественные мантры«.

И самый главный секрет того, как избавиться от зависти к людям:

Зависть сама постепенно уходит, когда мы искренне и под должным руководством, с пониманием и знанием занимаемся духовной практикой, служением Богу и святым личностям.

Этот процесс называется «очищением зеркала ума». Но на это может уйти от 3 дней до 12 лет, а иногда и больше.

Как избавиться от зависти: препятствия

Во время служения Господу к нам обязательно приходят какие-то плоды. И если мы их полностью себе присваиваем, если начинаем ими наслаждаться, то возникает иллюзия, и мы начинаем соперничать с другими людьми, завидуя им.

Есть еще гордыня, которая раздувает зависть, и с которой можно справиться, став в глубине души смиренным и очень маленьким.

А есть еще критика, или поиск недостатков. Это словесный уровень зависти. Когда мы концентрируемся на недостатках, то никогда не сможем развиваться духовно, а значит, никогда не сможем быть счастливыми. Нужно очень рьяно относиться ко всем своим мыслям, потому что критика пачкает наше сознание, она разрушительно действует на него и на всю атмосферу вокруг. Нужно убить в себе желание искать недостатки в других, не погружать в это свое сознание. Только тогда мы поймем, что значит «перестать завидовать другим».

Как не обращать внимание на недостатки людей и не критиковать их?

Когда зимой вы выходите на улицу и видите везде снег – вы же не удивляетесь? Точно так же и в наш век, Кали-югу, недостатки – это нормально. Когда вы выходите на улицу и видите недостатки в людях – в этом ничего удивительного нет. О пороках современного человека хорошо написано в статьях «7 смертных грехов» и «Как победить пороки человека«. В них же написано немного и о том, как избавиться от зависти.

Но когда человек, не смотря на все свои недостатки, проявляет какое-то стремление для того, чтобы улучшаться – вот это реально ценно. И это мы должны видеть в других.

А от того, что мы будем в испражнениях копошиться и сами пачкаться – в этом нет смысла. Не стоит удивляться, что люди не сделали что-то или не смогли сделать. Но есть смысл удивляться, что они вообще хоть что-то сделали! Есть ведь миллиарды живых существ, которые вообще ничего не делают.

Тот, кто знает, как избавиться от зависти, очень дорог Господу

Желание наслаждаться и контролировать – оно всегда есть в каждом из нас. Но если мы будем отслеживать это в себе, если мы будем стараться это контролировать на уровне ума, эмоций, действий, то тогда у нас есть шанс очиститься. Не получилось проконтролировать чувство зависти – подойдите, извинитесь, поговорите, сделайте что-то приятное человеку, которого обидели своей завистью. И в дальнейшем прилагайте еще больше усилий, чтобы не выискивать недостатки в других и таким образом избавиться от зависти.

И вот когда мы избавляемся от зависти и других дурных качеств, то становимся дорогими для Господа.

«Тот, кто никому не завидует и дружелюбно относится ко всем живым существам, кто избавился от собственнического инстинкта и ложного эго, кто остается невозмутимым в радости и в горе, кто терпелив и всегда удовлетворен, кто, обуздав чувства и сосредоточив на Мне свой ум и разум, с решимостью отдает себя преданному служению, — такой человек очень дорог Мне».

«Бхагавад-гита как она есть», 12.13-14

Об основах духовной практики в ведической традиции читайте в статьях из раздела «Духовность«.

Задать личный вопрос автору статьи

Если Вас что-то смутило в статье, или появились конфиденциальные вопросы — Вы можете их задать, не оставляя общедоступный комментарий. Для этого заполните форму связи ниже. Мы вышлем Вам ответ почтой, или на указаный контакт в течение недели.

Чем детальнее Вы опишите суть вопроса, тем лучше мы сможем помочь Вам.