В статье Вы прочитаете о том:
- Как можно преданно служить Богу?
- Что такое полное предание себя Богу?
- Каковы шесть ступеней вручения себя Господу?
- Без чего наша преданность Богу так и останется искусственной?
- Видео от автора статьи о предании себя Господу
В вайшнавской традиции есть девять главных способов показать свою преданность Богу. В священных писаниях сказано, что, даже следуя серьезно только одному из этих процессов, можно прийти к Богу уже в этой жизни.
Как можно преданно служить Господу:
- Шраванам – слушать повествования о Боге.
- Киртанам – прославлять Господа.
- Смаранам – памятовать о Боге.
- Арчанам – поклоняться Господу.
- Ванданам – возносить молитвы.
- Пада-севанам – служить стопам Всевышнего.
- Дасьям – выполнять поручения Господа или Его представителя.
- Сакхьям – дружить с Ним.
- Атма-ниведанам – пожертвовать всем ради Господа.
Об этих способах служения можно также почитать в статье «Уроки духовности для начинающих».
И очень интересным является пункт «пожертвовать всем ради Господа». Потому что далеко не каждый человек, даже если он верит в Бога, способен отказаться от всего ради Него.
Отдать все Богу невозможно без полного предания себя Ему. Мы не только отдаем все, что у нас есть – мы отдаем Ему право распоряжаться нашей жизнью по Его усмотрению.
Что такое преданность Богу или полное предание себя Ему?
На санскрите это звучит как шаранагати – путь предания. Предание себя Богу – это главная тема «Шримад Бхагаватам», и в частности – 7 и 8 Песней. Также «Бхагавад-гита» является учебником по шаранагати – она учит тому, как полностью посвятить свою жизнь Богу и предаться Ему. Кришна в стихе 18.66 «Бхагавад-гиты как она есть» говорит:
«Оставь все религии (обязанности) и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего».
Но как это – предаться? Это не так, что я раз – и предался. Это растянутый во времени процесс. С чего он начинается? Если мы уже следуем каким-то правилам и предписаниям истинной религиозной традиции, с чего продолжить свое движение к Богу? Что позволит нам сильнее всего Его постичь?
Шесть ступеней полного вручения себя Богу
Как на практике отдать себя на милость Господу и позволить Ему распоряжаться нашей судьбой? Есть конкретные методы, которые помогают достичь этой цели.
1. Начинается шаранагати с того, что мы принимаем в свою жизнь что-то благоприятное для преданного служения.
К примеру, самым благоприятным для всех без исключения людей является повторение маха мантры Харе Кришна:
ХАРЕ КРИШНА ХАРЕ КРИШНА
КРИШНА КРИШНА ХАРЕ ХАРЕ
ХАРЕ РАМА ХАРЕ РАМА
РАМА РАМА ХАРЕ ХАРЕ
Детально о том, как повторять мантру, рассказываем в статье «Самая могущественная мантра». Это простое наставление уже меняет жизнь к лучшему и помогает стать на путь любви к Богу. Также очень благоприятно регулярно читать священные писания в вашей религиозной традиции и слушать лекции святых личностей, объясняющих то, что написано в этих книгах.
О том, как принять в свою жизнь что-то благоприятное, читайте в книге «Нектар наставлений».
2. Мы отвергаем все неблагоприятное, что мешает нам полюбить и осознать Господа.
В начале духовного пути нам сложно бывает отказаться от чего-то неблагоприятного для духовной практики. Но принять благоприятное мы уже можем. И когда мы приняли что-то, мы начинаем следовать. После этого уже проще отказаться от чего-то плохого.
Что же может помешать нам предаться Богу? Это такие простые привычки, как:
- Употребление в пищу продуктов насилия (мяса, рыбы, яиц) и грязной пищи (грибов, лука, чеснока).
- Употребление алкогольных напитков, сигарет, наркотиков, и даже кофе и чая – всего, что одурманивает нас.
- Азартные игры, в том числе лотереи, карты и любые игры на деньги.
- Незаконные половые связи (вне брака).
Если мы способны отказаться от всего этого, то наш духовный прогресс будет очень быстрым.
Также вам наверняка будет интересно почитать статью «С чего начать духовную практику».
Итак, на втором этапе шаранагати мы отказываемся, отвергаем всё, что мешает духовному росту. И тогда дальше идёт следующий шаг:
3. Полная вера в то, что Господь меня защитит при любых обстоятельствах — это глубокая преданность Богу.
Когда мы уравновесили свою жизнь, убрав из нее все неблагоприятное, и внесли благоприятное для духовной практики, у нас со временем должна появиться твердая вера в защиту Бога. Существует множество разных тяжелых ситуаций в жизни, когда кажется, что Господь, наверное, меня оставил. Но уверенность в том, что Господь всегда меня защитит, она помогает понять, что на данном этапе я, наверное, не вижу, насколько данная ситуация благоприятная для меня. И, возможно, эта ситуация является трамплином для того, чтобы в будущем поднять меня на какой-то другой уровень.
Как развить в себе подобную веру? Чтение писаний, повторение Имен Бога и общение со святыми людьми помогут в этом.
Следующее, что идёт после появления веры в то, что Бог всегда защитит:
4. Понимание того, что Кришна всё мне дал, у меня всё есть, и я Ему полностью доверяю, показывает нашу преданность Богу.
Это настроение благодарности и доверия Господу. Он мне дал все, я целиком от Него завишу, мне не о чем скорбеть, у меня всё хорошо.
Если посмотреть на историю многих великих преданных, их судьба очень сильно ломала. Но при этом они всегда оставались счастливыми. Пандавы (о которых можно прочесть в «Махабхарате» и «Шримад Бхагаватам»), Харидас Тхакур («Чайтанья Чаритамрита») и многие другие. Как это возможно – быть счастливым во время тяжелых жизненных ситуаций?
Такие личности понимают, что то, что с ними происходит – это воля Бога. Так хочет господь Кришна, а Он — наш лучший друг. Может быть, Он нас испытывает, может, Он хочет этой ситуацией что-то показать. Возможно, я и не заслужил это по своей карме, но Господу доставляет удовольствие такая ситуация (а Господь все делает только ради Своего удовольствия). Может быть, Он хочет показать на моем примере что-то другим людям… Если я полностью предан Господу, то я готов таким образом служить Ему.
Бхактивинода Тхакур в одной из своих молитв пишет:
«О Господь, я Твой вечный раб и во всем покорен Тебе. Хочешь — убей меня, а хочешь — защити. Что бы Ты ни сделал со мной, я целиком отдаюсь на Твою волю».
«Шаранагати», 11.3
Когда мы понимаем, что мы — вечные души, а наше тело — временно, то нам проще отдаться на волю Господа. И абсолютно естественно из полного доверия к Богу выплывает следующий этап преданности Ему:
5. Человек должен отказаться от своей свободы, которую дает ему Сам Господь.
«Я не свободен, я отдаю свою независимость Кришне» — так думает преданный, который доверяет Богу. Это не значит что-то отрицательное, что «я не свободен, а значит я раб». «Не свободен» — значит, что у меня нет ответственности в том, что случается вокруг меня. Я знаю, что это всего лишь материальная природа или милость Кришны влияет на меня. Моя ответственность — служить Господу, всё остальное происходит вокруг так, как должно происходить.
Книга «Шри Ишопанишад» очень хорошо объясняет, как можно слепо зависеть от милости Кришны. Нужно просто понять, кто такой Бог. По-настоящему понять. И принять это.
6. И, в конце концов, преданность Богу приводит к развитию смирения.
Человек, который по-настоящему предан Богу, становится очень кротким, очень смиренным. Во всех истинных религиях это идеал, высшая ступень — смирение перед Господом.
Что значит смирение? Это значит, что всё, что Господь даёт, или что Он хочет, чтобы произошло, я принимаю со смиренным сердцем.
Как однажды сказал Радханатха Свами, чистый преданный Бога:
«Смирение – это не думать о себе плохо. Смирение – это думать о себе поменьше».
Когда мы каждую минуту своей жизни начинаем думать не о себе, а о Господе и о Его интересах, о Его желаниях – это и есть цель шаранагати.
И только после того, как мы достигнем этой цели, в нашей духовной практике начнется самое интересное – мы начнем ощущать настоящий вкус к духовной жизни и понемногу чувствовать любовь к Богу.
Шаранагати – это неотъемлемая составляющая любви к Богу. А полюбить Бога – это цель любой религии. Ибо любовь к Богу приносит самое высшее счастье, которое не заканчивается и которое увеличивается с каждым мгновением.
О том, что такое настоящая любовь, читайте в статьях «Законы вечной любви» и «Про счастье».
7. Но есть то, без чего наша преданность Богу будет не настоящей, искусственной.
Это — самое важное в духовной практике. Стать по-настоящему преданным Богу можно только через преданность Его представителю — духовному учителю, живому гуру, который учит нас преданию и любви к Кришне.