Противоречия в Ведах: почему они существуют и как их разрешить?

Читая различные ведические источники или слушая лекции, мы можем заметить противоречия в Ведах. В одном стихе говорится одно, в другом – совершенно противоположное… Тот лектор говорит одно, а этот – другое… Как это понимать? Неужели те, кто записал Веды, в чем-то ошиблись, или запутались?

Из статьи Вы узнаете о том, что:

Противоречия в Ведах
Как разрешить противоречия в Ведах и почему они существуют?

Веды даны Самим Верховным Господом. Бог не может ошибаться. Тогда в чем же причина противоречий в ведических писаниях? Давайте попробуем разобраться.

Бог – источник всего, в том числе и противоречий

Итак, мы видим, что в Ведах, в шастрах, встречается очень много разных противоречий. Но любопытно то, что это не мешает разным утверждениям оставаться истинными.

Простой пример: в Ведах сказано, что прикоснувшись к любой кости, человек оскверняется. И, чтобы очиститься после прикосновения к костям, нужно совершить омовение. Но, тем не менее, раковина считается чистой, не смотря на то, что она является костью живого существа. Даже звук раковины очень благоприятен.

Совершенство, величие и полнота Верховного Господа – они настолько удивительны, что включают в себя и противоречия. Потому что, если бы в Господе, Верховной Личности, не было противоречий, то тогда нельзя было бы назвать Его полным. Тогда в Нем чего-то не хватало бы. А так Он полный, Он совершенный.

ом пурнам адах пурнам идам
пурнат пурнам удачйате
пурнасйа пурнам адайа
пурнам эвавашишйате

«Верховный Господь, Личность Бога, всесовершенен. И, так как Он абсолютен и совершенен, все, что исходит из Него, в частности этот проявленный мир, наделено всем необходимым, поскольку само является полным целым. Все, что исходит из Полного Целого, также обладает полнотой. И, как Полное Целое, Он пребывает в совершенном равновесии, несмотря на то, что из Него исходит такое множество законченных частей».

«Шри Ишопанишад», Обращение

Так как Господь полон, из Него исходит все, в том числе и противоречия.

Мантра Ом пурнам адах пурнам идам

Как объясняются противоречия в Ведах?

Еще одна мантра «Шри Ишопанишад», которые является частью изначальных Вед, описывает понимание безграничности Господа:

анеджад экам манасо джавийо
наинад дева апнуван пурвам аршат
тад дхавато ‘нйан атйети тиштхат
тасминн апо матаришва дадхати

«Оставаясь в Своей обители, Верховный Господь, Личность Бога, передвигается быстрее мысли и может обогнать всех бегущих. Даже могущественные полубоги не способны приблизиться к Нему. Оставаясь на одном месте, Он в то же время повелевает теми, кто посылает ветра и дожди. В Своем совершенстве Он не знает Себе равных.

«Шри Ишопанишад», Мантра 4

Тут мы видим еще одно противоречие. С одной стороны, Господь находится в своей обители, но, с другой стороны, Он передвигается быстрее всех. Как такое вообще может быть?

Но в этой мантре сокрыт еще один очень глубокий и важный смысл, который приоткрывает тайну всех противоречий в Ведах.

Тот факт, что Господь двигается быстрее мысли, означает, что с помощью ума, с помощью своих мыслей мы не сможем постичь Господа.

Мы никогда не сможем собственными умозаключениями понять Бога и Веды, которые исходят из Него, потому что Господь всегда будет ускользать от нас.

Противоречия в Ведах не решаются измышлениями ума
При помощи своего ума мы никогда не сможем понять Веды и Верховного Господа, который их создал

Своими силами противоречия в Ведах не разрешить

Представляете скорость мысли? Ученым известна скорость света, и она считается пределом совершенства. Но скорость мысли – она безгранично превосходит скорость света. У нас даже опыта нет, как двигаться со скоростью мысли.

Так вот, со скоростью мысли человек может двигаться миллиарды лет, и все равно не постичь Господа. Это значит, что самостоятельные усилия в постижении Господа и всего, что из Него исходит, нам не помогут.

До какого-то уровня в познании мира мы используем логику. Но в какой-то момент мы берем «Шри Ишопанишад» и понимаем, что есть какие-то вещи, которые мы не сможем постичь с помощью ума. Точно так же в Ведах есть какие-то противоречия, в понимании которых у нас опыта нет. Мы не видели такого, чтобы человек был в одном месте, и в то же время двигался быстрее всех бегущих. У нас нет такого опыта. И это значит, что, сколько бы мы не философствовали, сколько бы мы не спекулировали, сколько бы мы не напрягались и не пытались все понять и разложить по полочкам, до конца у нас ничего не получится. Потому что Господа невозможно постичь просто с помощью своего интеллекта, логики и собственных усилий.

И это очень важный момент. Даже великий йог-мудрец, который может двигаться со скоростью мысли, будет с такой скоростью двигаться миллионы и миллионы лет, и все равно он не приблизиться к Господу.

Причина противоречий в Ведах очень проста

Следующий стих «Шри Ишопанишад» еще больше добавляет противоречий:

тад эджати тан наиджати тад дуре тад в антике
тад антар асйа сарвасйа тад у сарвасйасйа бахйатах

«Верховный Господь и ходит, и не ходит. Он далеко и в то же время очень близко. Он пребывает внутри всего, и все же Он вне всего».

«Шри Ишопанишад», 5 мантра

Ну, такого мы точно не видели! «Шри Ишопанишад» полностью разбивает нашу веру в то, что мы можем логически понять Бога. И, тем не менее, Шрила Прабхупада мастерски разъясняет в комментариях к этим мантрам, как понять эти противоречия, и в принципе любые противоречия в Ведах.


Приобрести книгу «Шри Ишопанишад» можно на нашем сайте: https://life-teacher.com.ua/shri-ishopanishad/

По какой причине Веды написаны в такой форме, что там присутствуют противоречия?

Для того, чтобы ученик, читая Веды, не смог сам их понять.

Представляете, противоречия в Ведах заложены в саму систему ведического обучения!

Противоречия в ведах существуют не просто так
Противоречия в Ведах — это защита от «злоумышленников», которые пытаются сами познать мир

Противоречия – это ведическая технология от злоумышленников

Мы сейчас привыкли, что у нас есть Google, YouTube. И если я хочу стать мастером, к примеру, ремонта, то открываю YouTube, ввожу: «Как шпаклевать, как красить». Теперь я все знаю, я мастер. Теперь я могу сам пойти и все сделать.

И этот менталитет – он полностью пропитал наше сознание. Это понимание, что я сам все могу, я САМ! Не то, что у кого-то научусь – а САМ! Эта самостоятельность делает нас очень гордыми, независимыми и не способными меняться.

То же самое с Ведами: я беру, к примеру, «Шри Ишопанишад» и думаю: «Ну, все, теперь я сам все пойму, стану великим святым, и буду всех учить, как правильно жить». И вот я беру книгу, читаю: «Верховный Господь и ходит, и не ходит, далеко, и в то же время очень близко». Харе Кришна!

На этом мое обучение заканчивается. И я, как и большинство подобных мне, думаю: «Веды — это что-то не наше. Непонятно ничего». Или, что еще хуже, я начинаю придумывать собственные толкования тому, что прочитал, коверкая истинное знание и делая его бесполезным. Потому что гордый человек не способен постичь Веды, не способен понять Бога.

Но смиренный пытливый ученик видит эти противоречия. И эти противоречия заседают у него в голове, как заноза. Он мучается, он не может найти ответ. Он думает, думает… И понимает, что сам не сможет решить эту проблему. И что такой ученик делает? Он идет и спрашивает у того, кто во всем этом разбирается, кто все понимает.

Пытливый ученик ищет духовного учителя
Все противоречия в Ведах может разрешить духовный наставник, учитель

В этом секрет ведического знания и обучения: когда ученик не понимает что-то, он приходит и спрашивает у того, кто понимает. Он приходит к гуру, к духовному учителю, который является представителем Бога.

Шрила Прабхупада – величайший духовный учитель

Таким духовным учителем, который может простым языком все объяснить, устранить все противоречия в нашей голове, является Шрила Прабхупада. В комментарии к 5 мантре «Шри Ишопанишад» Шрила Прабхупада разрешает противоречия о том, что Господь и ходит, и не ходит. Оказывается, все очень просто: если мы не соприкасаемся с Господом, если мы не служим Господу, если хотим забыть Его и избавиться от Него, то Он очень далеко. Он у себя, в духовном мире, на небесах. Но если мы стараемся развить с Ним отношения, преданно служим Ему, всегда думаем о Нем, повторяем регулярно мантру с Его святыми именами:

ХАРЕ КРИШНА ХАРЕ КРИШНА
КРИШНА КРИШНА ХАРЕ ХАРЕ
ХАРЕ РАМА ХАРЕ РАМА
РАМА РАМА ХАРЕ ХАРЕ,

тогда Господь становится очень близко. Он живет в нашем сердце, ближе всех. Вот так одновременно Господь и далеко, и очень близко.

Мантра ХАРЕ КРИШНА( Шрила Прабхупада)

В комментариях Шрилы Прабхупады к «Бхагавад-гите», «Шри Ишопанишад», «Шримад Бхагаватам» объясняются не только различные противоречия в Ведах, но и становится понятен истинный смысл жизни. Даже нелогичные вещи уживаются, когда мы соприкасаемся с ачарьей, с духовным учителем – с тем, кто способен через глубину своего опыта и знания, передаваемого по цепи духовных учителей, разрешить эти противоречия.

Ищите духовного учителя – это изменит Вашу жизнь

Для того, чтобы понять Веды, нужен живой учитель. Сами мы не способны вникнуть в смысл священных писаний, и уж тем более – начать применять ведические наставления в жизни.


О самых важных наставлениях Вед читайте в статье «Путевка в духовный мир«.

Эти знания могут спасти человека от величайшей опасности. Но для того, чтобы их понять и использовать, нужен живой гуру, авторитетный представитель цепи учителей. Гуру – это защита ведических знаний от «взлома», от неправильного понимания и обесценивания этих знаний. Найти такого гуру можно среди последователей Шрилы Прабхупады – в храмах ИСККОН в любом городе мира.

Присоединяйтесь к движению Харе Кришна! Тогда все противоречия в Ведах (и в жизни) для Вас очень быстро разрешатся.


Если Вас заинтересовала книга «Шри Ишопанишад», Вы можете заказать ее доставку по Украине по ссылке «Купить книгу Шри Ишопанишад».

Просмотреть видео лекцию Мадана Мурари даса на эту тему можно на YouTube канале: