Статья об истинном и ложном духовном учителе, о послушании и о том, когда можно им пренебречь
В любой духовной традиции очень ценно послушание. Младший слушается старшего. Именно на этом держится передача духовного знания от учителя к ученику.
Но всегда ли нужно беспрекословно слушаться наставника (духовного учителя, духовника, гуру)? Бывают ли случаи, когда послушание не принесет нам никакой пользы? Об этом читайте в статье.
- Чем так ценно послушание?
- В чем роль духовного учителя или наставника?
- Применение собственного разума в ученичестве и послушание: где проходит граница?
- В чем ответственность ученика или послушника?
- А что, если поводырь ведет не туда?
- Когда нужно отвергнуть гуру или наставника?
- Качества лжегуру
- Как выбрать истинного гуру?
В вайшнавской духовной традиции слово духовного учителя – закон. В одной из молитв сказано: «Только по милости духовного учителя можно обрести милость Господа». А это значит, что гуру нельзя перечить. Чтобы заслужить его милость, все его указания должны исполняться быстро, точно и без колебаний.
О том, кто такой духовный учитель, читайте в одноименной статье.
В каждой главе «Шримад Бхагаватам», а также в «Бхагавад-гите» Шрила Прабхупада, комментатор древнейших ведических священных писаний, говорит, что нужно беспрекословно исполнять приказы гуру. Нужно предаться воле духовного учителя. В конце концов, как мы можем на свой разум полагаться, если он далек от совершенства?
Чтобы достичь вершин духовного знания, человеку нужно научиться слушаться. Для этого и нужен гуру, чтобы учить. А ученику нужно проявлять послушание, иначе обучение будет невозможным. Если у человека не будет хорошего руководства в жизни, если у него не будет склонности принимать это руководство, то вся его жизнь будет приносить ему массу беспокойств.
Поэтому принцип послушания является самым важным в духовной жизни.
В чем роль духовного учителя или наставника?
Согласно шастрам, обязанность гуру состоит в том, чтобы привести ученика обратно домой, к Богу. И для этого ученик должен вручить свою жизнь духовному учителю. Но, прежде чем вручать свою жизнь кому-то, мы должны четко понимать, кто такой духовный учитель, каковы обязанности гуру, какова его роль.
Одна из основных обязанностей наставника — научить человека думать. Роль обучения в том, чтобы у человека развилась способность различать. И ученик приходит в первую очередь за этим к духовному учителю.
Какая-то способность различать у нас уже есть, ведь мы же приходим за духовным знанием к гуру, а не к сапожнику в мастерскую, правильно? Если мы хотим научиться ремонтировать сапоги, то идем к сапожнику. Если мы хотим научиться готовить, то идем к повару или кондитеру. А если мы хотим духовных знаний, то идем к духовному учителю. Все просто.
Применение собственного разума в ученичестве и послушание: где проходит граница?
Когда наш разум под влиянием наставлений духовного учителя разовьется, роль гуру изменится. Теперь эта роль — помочь ученику обрести ту же самую квалификацию, что и у гуру. Гуру воспитывает гуру, точно так же, как сапожник воспитывает сапожников, а повар – поваров. Гуру обучает гуру. Шрила Прабхупада часто цитировал стихи из «Чайтанья Чаритамриты», где сказано, что мы все должны стать гуру.
Это означает, что мы должны научиться различать, что является духовным, а что – нет. У нас должен проявиться разум. Для чего? Чтобы мы в будущем сами смогли вести людей за собой. В этом роль парампары – цепи духовных учителей, благодаря которой духовное знание сохраняется в первозданном виде.
О лидерах с точки зрения ведических писаний, рассказывается в интересной статье «Особенности лидерства согласно Ведам«
В чем ответственность ученика или послушника?
Когда ученик отключает свой разум, полностью полагаясь на наставления гуру в каждой мелочи жизни, его разум не развивается. В чем тогда смысл ученичества? Как парампара будет продолжаться? За счёт кого? Ведь кто-то должен продолжать.
И роль гуру — позаботиться о том, чтобы было кому продолжать передавать духовное знание дальше. Для этого ему нужны разумные ученики, способные думать самостоятельно.
Но что тогда делать с послушанием? Насколько оно мешает развитию разума в ученике?
Наставления нам могут давать со всех сторон, даже гуру может давать какие-то наставления. Но никто не отменял собственный разум. Шрила Прабхупада однажды сказал своим ученикам: «Нужно быть смиренными, но нельзя быть глупцами. Духовному учителю нужно отдать все, кроме собственного разума».
О смирении на нашем сайте также есть замечательная статья!
Нужно ли послушание, если поводырь ведет не туда?
Иногда Господь, проверяя своих преданных, устраивает им испытание на верность. И мало кто проходит этот тест. К примеру, в жизни ученика случаются ситуации, когда гуру перестает вести его к высшей цели жизни – к любви к Богу. Что делать в таких случаях?
Если гуру неспособен привести ученика в духовный мир, или даже мешает своему ученику вернуться к Богу, он не должен быть гуру. Тот, кто не может помочь своему ученику прогрессировать в духовной жизни, не должен становиться духовным учителем. Шрила Прабхупада говорит, что такой человек сразу лишается своего положения духовного учителя.
В 8 Песни «Шримад Бхагаватам» рассказана история о том, как ученик отверг гуру, нарушил его указания. Это очень непростая ситуация для ученика, так как если нарушить приказ гуру без серьезного повода, то ученик сразу теряет свою духовную квалификацию и его духовный рост временно прекращается. Проявить полное послушание или отвергнуть наставления гуру – это очень ответственное решение для ученика.
Как в этом разобраться? В каких случая ученик может нарушить обет послушания? Когда наше непослушание не повлечет за собой духовной деградации?
Когда нужно отвергнуть гуру или наставника?
Истинный гуру всегда предан Господу, одно из имен которого – Кришна. Для духовного учителя просто знать о том, кто такой Кришна – этого мало. Он должен быть Ему полностью предан.
А Вы хотите узнать, кто такой Кришна? Читайте об этом в книге «Кришна – Верховная Личность Бога»
Роль духовного учителя — привести своих учеников обратно к Богу. Если он не выполняет свою роль, он перестает быть гуру. Когда наставники дают нам наставления, которые расходиться с принципами чистой любви к Богу и служения Ему, то таким наставлениям необязательно следовать. Их можно отвергнуть. И в этом не будет греха, потому что «важнее удовлетворить Господа, даже если ради этого придется нарушить указание своего гуру».
Когда нужно выбрать послушание, а когда — надеяться на свой разум?
Когда говорят о послушании, речь не идёт о том, чтобы прийти в духовную жизнь и отключить разум или чувство здравого смысла. Ответственность за выполнение тех или иных наставлений духовного учителя лежит на ученике. И как ученику понять, куда его ведет гуру?
В основе принятия всех решений стоят наставления шастр (священных писаний) и воля Господа. Воля Господа также изложена в священных писаниях. То есть, только систематически изучая священные писания, можно понять, движетесь вы правильным путем или нет.
На сайте запустили раздел по систематическому изучению «Бхагавад-гиты как она есть». Подписывайтесь на рассылку, чтобы получать новые статьи с глубоким пониманием вайшнавской философии!
Те, кто следует духовным путем, вступают во взаимоотношения и исполняют различные роли в этих отношениях, руководствуясь шастрой. Положение человека определяется его качествами, которые влияют на действия такого человека. И если человек перестает исполнять свои обязанности, то он лишается своего положения. Если качества гуру не соответствуют тому положению, которое он занимает, его нужно отвергнуть.
Ответственность за этот выбор лежит на ученике. И чем глубже ученик изучает шастру, тем правильнее будет его выбор.
Качества лжегуру, которые влияют на послушание
В «Махабхарате» (Удьйога-парва, 179.25) сказано:
«Если гуру:
— погружается в чувственные удовольствия, развивает привязанность к удовлетворению своих чувств,
— если он теряет понимание своего долга,
— если он следует пути, который ведет к духовной деградации (пути, который отличен от преданного служения Господу),
то такого гуру необходимо отвергнуть».
Если проводник ведет меня в неправильном направлении, то тогда я должен отказаться от этого путешествия. И в этом не будет ничего предосудительного или греховного.
Шрила Джива Госвами, вайшнавский святой и духовный учитель, говорит:
«Духовного учителя, который основывается в своей жизни на мирских предпосылках, предпочтениях и мнениях, необходимо отвергнуть и вместо него принять квалифицированного духовного учителя».
Знание о конкретном предмете может быть почерпнуто только у той личности, которая им обладает. Если человек не разбирается в математике, то как он может научить нас этому предмету? Как тот, кто сам не является сапожником, может научить кого-то ремонтировать сапоги?
Как только действия гуру начинают расходиться с волей Господа, как только гуру перестает быть инструментом в руках Господа и начинает играть собственную песню, он лишается положения гуру. Когда человек начинает пользоваться своим положением гуру не для служения, а для эксплуатации, для наслаждения, то он лишается этого положения по закону справедливости, который называется кармой.
Как выбрать истинного гуру?
Для того, чтобы разорвать заколдованный круг самсары – бесконечных путешествий души из одного тела в другое – и вернуться в духовный мир, нам нужно хорошее общение с теми душами, которые впитали в себя настроение служения и смирения.
Такие личности могут со своего сердца в наше пересадить семя любви и преданного служения Богу.
По милости таких учителей мы сможем вырваться из этого круговорота рождений и смертей и вернуться туда, где нет страданий, старости, смерти и иллюзии – в духовную обитель Верховного Господа, одно из Имен которого – Кришна.
Тому, как правильно выбрать гуру, учат в Ведической духовной академии на курсе «Ученичество в ИСККОН». Курс проходит раз в полгода, есть очная и заочная форма.