Вопрос «Как найти Бога?» по всему миру задают тысячи людей, которые ищут Абсолютную Истину. Но, даже получив, казалось бы, авторитетный ответ, так Бога и не находят. Почему? Давайте попробуем разобраться в этом.
Из этой статьи Вы узнаете:
- Кто такой Бог и Кого мы ищем?
- Почему так трудно найти Бога?
- У каждого свои представления о том, как найти Господа
- Мы не способны отыскать Бога собственными усилиями
- Четыре недостатка живого существа, которые мешают найти Бога
- Веды – источник знаний о Боге
- Как обойти наши четыре недостатка?
- История про царя Акбара, который хотел найти Бога
- Видео от автора статьи о величии и могуществе Господа
Перед тем, как найти Бога, нужно понять, а Кого мы ищем?
Для начала, давайте сразу разберемся, о каком именно Боге идет речь. Кого мы будем искать.
В священных Ведах, законах этого мира, сказано, что Господа можно постичь в трех ипостасях:
- Брахман – безличное сияние, исходящее от тела Верховной Личности Бога. Самое примитивное представление о Боге, доступное даже неразумным людям. К сожалению, на этом этапе понимания Бога поиски у людей обычно заканчиваются.
- Параматма – Сверхдуша, или Господь в сердце каждого живого существа. Это уже представление о Боге как о личности, которая живет внутри нас и отвечает на наши молитвы.
- Бхагаван – наивысшее понимание Бога как Верховной Личности. Именно этого Бога, Личность, мы и будем искать.
Для того, чтобы осознать личностный аспект Господа, человек должен понять величие Личности, к которой он стремится. И для этого в каждой религиозной традиции существуют авторитетные священные писания, описывающие величие и славу Бога.
К примеру, в «Бхагавад-гите», в «Шримад Бхагаватам» и других ведических источниках знания, Кришна, Верховная Личность Бога, Сам говорит о Себе. Делает Он это для того, чтобы утвердить авторитет Своего величия и Своего могущества.
Святые личности практически в любой духовной традиции также в первую очередь подчёркивают именно аспект величия Бога. Они говорят о том, что нет ничего такого, что не было бы связано с Верховной Личностью Бога.
Читайте о том, в чем цель религии, на нашем сайте
Почему нам так трудно понять Бога?
Джива Госвами, всемирно известный вайшнавский философ и святой, в своем философском труде «Сандарбхи» говорит очень интересную вещь. Он пишет:
«Энергии господа являются непостижимыми по двум причинам:
- во-первых, они непостижимы, потому что настолько велики и могущественны, что ничтожный мыслительный аппарат обусловленной души не обладает достаточной силой, чтобы понять их;
- во-вторых, эти энергии непостижимы, потому что они одновременно едины и отличны от Верховного Господа, и это кажется противоречием и не умещается в крошечных умах обусловленных душ.
Однако это кажущееся противоречие можно понять на примере огня и его энергии – тепла. Тепло является энергией огня и обладает характерным согревающим свойством, берущим начало в своём источнике, в огне. В некотором отношении тепло и огонь одинаковы, но в то же время они отличаются друг от друга.
Детально о подобных и других противоречиях читайте в статье «Противоречия в Ведах: как их разрешить?»
Всё сущее является энергией Верховной Личности Бога. Оно одновременно едино с Ним и отлично от Него».
Здесь Джива Госвами конкретно определяет, почему живые существа не могут увидеть это беспредельное могущество Абсолютной Истины – Верховной Личности Бога. Это происходит по одной простой причине…
Каждый судит о том, как найти Бога, со своей колокольни
Наши крохотные мозги, которые затуманены материальной природой, низшей энергией Бога, не способны воспринять беспредельное могущество как таковое.
Этот крошечный аппарат, который называется человеческим умом, не способен охватить те могущественные энергии, или стихии, которые окружают его. И поэтому человек выдумывает различные теории, связанные с этим миром. Он считает, что этот материальный мир есть не что иное, как просто стечение каких-то случайных обстоятельств: атомы соединились в молекулы, произошел Большой взрыв, рыбка эволюционировала до человека и т.д. Чем больше в материальном смысле развит ум человека, тем больше он склонен верить в случайности. Но случайностей не бывает.
О том, как разум мешает нам понять окружающий мир, читайте в статье «Как найти счастье в этом мире?»
Человек не способен постичь Верховную Личность Бога своим крошечным умом. На наш ум влияют энергии материальной природы – страсть и невежество. Они заставляют нас концентрироваться на себе и отключают способность видеть все остальное, в том числе и реальную картинку этого мира.
Отсутствие разума и ясности ума – это тоже аспект могущества Верховной Личности Бога. Он Сам говорит об этом в «Бхагавад-гите» (15.15):
Я пребываю в сердце каждого живого существа, и от Меня исходят память, знание и забвение.
То есть, все исходит из Господа, в том числе и способности нашего ума. И чтобы понять Его беспредельное могущество, для этого также нужна Его милость и Его воля на это.
Так как же найти Бога, если своим умом мы на это не способны?
Есть два аспекта постижения Абсолютной Истины.
Первый – это восходящий путь обретения знания, снизу вверх. Это путь, который используют люди, опирающиеся на свой интеллект и разум. Иногда они достигают каких-то успехов на этом пути. В изучении материального мира есть целая философская концепция, которая называется санкхья-йога. В ней люди как раз используют свои ментальные способности, благодаря которым осознают элементы материального мира.
Но есть ещё и второй путь – нисходящий, сверху вниз. Этим путем трансцендентное знание передаётся по цепи ученической преемственности. Нисходящий путь обретения знания является наиболее эффективным и совершенным, этому следуют во всех учебных заведениях, где учитель обучает ученика простым истинам. То же самое относится и к духовному знанию: для того, чтобы обрести трансцендентное знание, человек должен соприкоснуться с истинным источником. Он должен получить духовное знание либо от Самого Господа, верховного учителя, либо от Его представителя – духовного учителя.
О важности принятия духовного учителя читайте в статьях: «Духовный учитель – это проводник к Богу» и «Кто такой духовный учитель?»
Почему попытки своим умом понять Бога заранее обречены на провал?
Любое живое существо, в том числе и человек, от рождения подвержено четырём недостаткам:
- Его чувства несовершенны. К примеру, мы можем гордиться своим зрением, но стоит в комнате выключить свет, и уже ничего не видно. То же самое касается обоняния или вкуса: стоит какому-то вирусу пробраться в организм, и ни запах, ни вкус мы уже не ощущаем. Но мы всю жизнь полагаемся на эти чувства как на источник авторитетных знаний, в том числе и о Боге. «Покажите мне Бога!» — так часто мы говорим, даже не задумываясь о том, что наши глаза просто не приспособлены для того, чтобы Его увидеть. Вернее, наоборот: они изначально созданы именно для того, чтобы Его не видеть.
- Живое существо склонно впадать в иллюзию. Иллюзия – это способность принимать желаемое за действительное. К примеру, мы хотим верить в светлое будущее, но реальность материального мира – она другая. Или мы часто ведем себя так, как будто будем жить вечно, но в этом мире каждому придется рано или поздно оставить одно тело и переселиться в другое. О том, что такое смерть, читайте в статье «Смерть — последний экзамен«.
- Живое существо склонно совершать ошибки. Любой, даже самый разумный человек, обязательно совершает много ошибок в своей жизни. Купил квартиру, не проверив документы, или поставил не на того игрока. Мы, опять-таки, доверяем своим чувствам, когда делаем тот или иной выбор. Но так как чувства несовершенны, плюс нас накрывает иллюзия, то ошибок не может избежать никто.
- Живое существо склонно к обману. Даже самый честный человек все равно обманывает пару-тройку раз в день. И этот обман прослеживается в мелочах, бытовых вещах, отношениях. Что уж говорить о крупных махинациях, политиках, сильных мира сего? Все пытаются обмануть друг друга, это часто происходит неосознанно. Потому что такова природа живого существа.
Именно по этим четырем причинам мы не можем самостоятельно найти Бога. Человек, создавая какие-либо теории о существовании Бога, не способен избежать этих недостатков в своей теории. Потому что изначально в любую человеческую теорию уже заложена ошибка.
Все Веды рассказывают о том, как найти Бога
Эти четыре недостатка присущи всем обусловленным живым существам – и животным, и человеку. И для того, чтобы избавить себя от их влияния, нужно соприкоснуться с чистым источником знания. Этот чистый, непогрешимый источник есть ведическое знание.
Для постижения Вед естественным образом нужен нисходящий процесс, потому что ограниченные способности ума и интеллекта не смогут приоткрыть завесу непостижимого знания. Это возможно только по милости самого Господа, Кришны. Он об этом говорит в «Бхагавад-гите»:
Тех, кто постоянно служит Мне с любовью и преданностью, Я наделяю разумом, который помогает им прийти ко Мне.
«Бхагавад-гита как она есть», 10.10
Нисходящий путь постижения Господа означает, что человек должен покориться Его высшей воле. Он должен найти представителя Бога, духовного учителя, и спросить у него, как найти Бога.
Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину.
«Бхагавад-гита как она есть», 4.34
Но живые существа приходят в материальный мир не для того, чтобы смириться и покориться, а для того, чтобы покорять. Мы покоряем реки, покоряем вершины гор, покоряем глубины морей и так далее. То есть, это природа материального сознания – нам обязательно нужно быть главным, стоять во главе чего-либо (семьи, предприятия, государства, целого мира). Такое сознание – влияние на нас материальной энергии Господа, которая скрывает от нас Его могущество. Скрывает от нас то, что главный всегда Он, Верховная Личность Бога, Кришна.
Господь – источник всего в этом мире. Но наше ограниченное восприятие не даёт возможности соприкоснуться с этим беспредельным источником, хотя Он находится прямо перед нами.
Как обойти четыре недостатка живого существа?
Если человек для того, чтобы найти Бога, опирается исключительно на свои ограниченные чувства, то, естественно, он не сможет получить полного и глубокого восприятия окружающего мира.
Для того, чтобы найти Бога, мы должны получить знания из непогрешимого источника. Как я уже писал выше, этот источник – ведическое знание. И для того, чтобы понять этот источник, надо обрести милость Кришны. Своих сил будет недостаточно.
О том, что такое Веды, читайте в одноименной статье
Любая духовная истина в любой духовной традиции может открыться искреннему человеку только при наличии:
- Собственных усилий на духовном пути, которые показывают нашу искренность и силу желания постичь Бога.
- Милости от Кришны.
То есть, должны одновременно выполняться два условия для того, чтобы найти Господа. Первое условие – наше усилие, которое мы совершаем, даже не смотря на то, что не способны полностью понять, кто такой Бог. У нас должно быть сильное желание найти Бога. И второе условие — Господь Сам должен решить, прольет Он на нас Свою милость или нет. Господь может позволить Себя найти, а может и не позволить. На все Его воля.
Об этом – очень интересная и поучительная история.
История про царя Акбара, который хотел найти Бога
Около 500 лет назад в Индии жил царь, Акбар. Однажды он спросил у своего советника, Бирбала:
— Бирбал, расскажи мне, как найти Бога?
Тот начал предлагать разные варианты:
— Самый простой путь – повторять Имена Бога, маха мантру:
ХАРЕ КРИШНА ХАРЕ КРИШНА
КРИШНА КРИШНА ХАРЕ ХАРЕ
ХАРЕ РАМА ХАРЕ РАМА
РАМА РАМА ХАРЕ ХАРЕ
Как это правильно делать и зачем – читайте в статье «Самая могущественная мантра – Харе Кришна маха мантра»
Акбар ответил:
— Я не могу понять, как можно таким образом найти Бога. Ты мне так объясни, чтобы я понял.
И Бирбал стал приводить к Акбару разных гуру, йогов, мистиков, святых, чтобы они объяснили ему, как найти Бога. А царь не понимает их, и все.
Загрустил Бирбал. Пришел печальный домой, и дочка его спрашивает:
— Отец, почему ты такой мрачный? Что произошло?
— Акбар хочет найти Бога, — сказал Бирбал, — и хочет, чтобы ему так объяснили весь процесс, чтобы он точно понял. Я ему приводил самых разумных людей нашего времени. А он не понимает!
Тогда дочь Бирбала посоветовала ему:
— Иди во Вриндаван, там живет один святой, Виталнатх. Он точно сможет объяснить царю, как найти Бога.
Бирбал поехал к Виталнатху. Найдя святого, он поклонился ему и высказал свою просьбу. И Виталнатх ответил:
— Хорошо, без проблем. Я расскажу твоему царю, как найти Господа. Только я к нему не поеду, пусть он сам ко мне приедет.
Когда Господь тебя позовет…
Бирбал ехал к Акбару, и по дороге думал: «Как же уговорить царя всей страны самому поехать к этому святому? Ведь обычно люди ездят к царям, а не наоборот».
Приехав к Акбару, он объяснил ситуацию и стал ждать реакцию царя. Но царь не разгневался, а, наоборот, с радостью согласился приехать к Виталнатху.
— Если он расскажет мне, как найти Бога, то я сам к нему приеду куда угодно.
Акбар вскочил на коня и сразу же помчался во Вриндаван, к Виталнатху. Поклонившись святому, царь сразу спросил:
— Объясни мне, пожалуйста, как найти Бога? Я никак не могу понять.
И Виталнатх ответил Акбару.
— Это очень легко. Вот как ты меня нашел, так ты найдешь и Бога. Я тебя к себе позвал, и ты меня нашел. Так и Бог: когда Он тебя к Себе позовет, ты Его найдешь.
Только так мы сможем найти Бога: когда Он Сам захочет, чтобы мы Его нашли. Но для этого должно выполниться и второе условие – у нас должно быть такое же сильное желание найти Его, как у Акбара.