Уроки духовности для начинающих

Эта статья написана на основе Вед, а именно – одной из 108 главных Упанишад – «Шри Ишопанишад». 18 мантр «Шри Ишопанишад» в целом описывают весь духовный путь от А до Я, и преподают главные уроки духовности. Но знания, описанные в статье, подходят для представителей любой религиозной конфессии.

Уроки духовности

Что лежит в основе духовной жизни? Что нам нужно получить в этой жизни, чтобы больше ничего не было нужно? Об этом мы расскажем детально в статье.

С чего должны начинаться уроки духовности в нашей жизни?

В начале «Шри Ишопанишад» есть мантра, озаглавленная как Обращение. И в этом обращении к нам Упанишада описывает «Принцип полноты». Мантра звучит так:

ом пурнам адах пурнам идам
пурнат пурнам удачйате
пурнасйа пурнам адайа
пурнам эвавашишйате

«Верховный Господь, Личность Бога, всесовершенен. И, так как Он абсолютен и совершенен, все, что исходит из Него, в частности этот проявленный мир, наделено всем необходимым, поскольку само является полным целым. Все, что исходит из Полного Целого, также обладает полнотой. И, как Полное Целое, Он пребывает в совершенном равновесии, несмотря на то, что из Него исходит такое множество законченных частей».

В этом мире уже все хорошо и все правильно. И всего хватает. С самого начала эта мантра задает подход в целом к жизни. Она говорит: «Не переживай, всем всего хватит. И тебе тоже хватит, ты – не исключение».

Принцип полноты в жизни – первый урок духовности

Принцип полноты — это фундамент, через который я смотрю на все окружающее меня в жизни. Другими словами, я смотрю на мир не через призму недостаточности. Когда мы приходим в эту жизнь, нам с самого начала здесь чего-то не хватает. Потом там чего-то не хватает. Сюда побежал, туда побежал. Почему? Потому что мы не понимаем этого принципа полноты. Это принцип достаточности, принцип целостности, принцип самодостаточности.

Уроки духовности - быть умиротворенным

Эта мантра задает определенный фон спокойствия и умиротворения, на основании которого дальше строится вся моя жизнь. Это пик гуны благости, когда человек понимает единую природу всего сущего. Духовная практика и духовная жизнь – она начинается с этого фона. Нужно осознать и поверить в то, что всем всего хватает: еды хватит, второй половинки хватит, детей хватит. Если не хватило еды, то это не потому, что ее нет в наличии, а потому, что нам сейчас надо попоститься. Это важные уроки духовности.

Если у нас сейчас чего-то нет, то это не потому, что где-то существует неполнота. Полнота есть всегда. Просто нам сейчас это НЕ НУЖНО. Даже если мы уверены в обратном.

Второй урок духовности

ишавасйам идам сарвам
йат кинча джагатйам джагат
тена тйактена бхунджитха
ма грдхах касйа свид дханам

«Все живое и неживое во вселенной находится во власти Господа и принадлежит Ему. Поэтому каждый должен пользоваться только тем, что ему необходимо и выделено ему как его доля, и не посягать ни на что другое, хорошо понимая, кому все принадлежит» (Первая мантра «Шри Ишопанишад»).

Эта мантра описывает различные виды отношений в рамках Полного Целого, которое несет умиротворение, шанти. И теперь это шанти разбивается на какие-то части. В этом умиротворении появляется Господь, который всем руководит, который всем управляет, который устанавливает Свои правила.

И также здесь появляюсь я, у которого в рамках этого Целого есть своя доля. И я просто ее беру, довольствуюсь этой долей, не посягая ни на что другое. Таким образом, в Первой мантре устанавливаются отношения в рамках этого Единого Целого.

Просто о вечном

А теперь простыми словами: я прихожу в духовную жизнь, и получаю первые уроки духовности. Мне здесь говорят, что всем всего хватает. И после этого также нужно понять, что эта Первая мантра – это фундамент духовности. Фактически, Первая мантра призывает, чтобы я принес в жертву Богу свое ложное эго. Потому что ложное эго говорит, что я контролирующий, я действующий, я наслаждающийся, я знаю, кому что лучше, кому как правильно. Я благодетель и лучший друг всех живых существ. Вот это все ложное эго говорит. И Первая мантра призывает принять принцип подчиненного положения Богу. Не я контролирующий и наслаждающийся в этом мире – вот это нужно понять и усвоить как второй урок духовности.

Обычно человек до уровня обретения постоянства в служении Богу только пытается подойти к сути Первой мантры. На этом уровне он окончательно принимает то, что всем всего хватит, и у него тоже есть его доля, которой ему хватит. Он принимает Принцип полноты, и в рамках этого Принципа полноты – свое место в этом мире. Но до уровня стабильности в духовной практике человек только пытается это принять. Он сопротивляется, чистится, он не признает власть Бога, он все равно с этим борется. У него есть его доля, но ему все равно мало. Уроки духовности на него не действуют.

Ценнейшие уроки духовности для каждого

Наша духовная жизнь опирается на то, что я понимаю это Обращение, и я перестаю беспокоиться в жизни, что мне чего-то не хватит. Здесь всего всем хватает. И с этим отношением я только прихожу в духовную жизнь!

И далее в этой духовной жизни первое, что мне нужно сделать – предоставить право Богу распоряжаться моей судьбой. Нужно согласиться с тем, что в этом мире моя воля не является верховной. Мне нужно отдать право собственности, или основной пакет акций на свою судьбу Господу. 50% + 1 как минимум. Самому отдать.

Как это понять?

У нас есть два приоритета, две рельсы, по которым мы катимся по жизни:

  • санатана дхарма – наша вечная дхарма (вечные обязанности или предназначение);
  • материальная рельса, на которой мы поддерживаем тело и т.д.

И очень важно, чтобы на рельсе санатана дхармы всегда был приоритет. Так мы отдаем свою жизнь в руки Господу.

Что является приоритетом в духовной практике?

Что является наивысшей деятельностью души, санатана дхармой? Это служение Богу с любовью и преданностью. Бескорыстное и непрерывное.

В Ведах описаны девять процессов служения Богу:

  • шраванам – слушание повествований о Боге;
  • киртанам – прославление Господа;
  • смаранам – памятование о Боге;
  • арчанам – поклонение Господу;
  • ванданам – вознесение молитв;
  • пада-севанам – служение стопам Всевышнего;
  • дасьям – выполнение поручений Господа или Его представителя;
  • сакхьям – развитие дружеских чувств к Господу, дружба с Ним;
  • атма-ниведанам – пожертвовать всем ради Господа.

Любой из этих девяти процессов, или все вместе, должны быть всегда в приоритете. При любых обстоятельствах. Погружение сознания в эту деятельность должно быть всегда в приоритете. Только тогда это будет настоящая духовная практика. И только тогда вы сможете пройти успешно все уроки духовности.

Как совместить духовность и материальную жизнь?

Помимо служения Богу, у нас еще есть какая-то внешняя составляющая жизни и деятельности, вторая рельса. В ней нам приходится учитывать потребности своего тела. У тела есть свои потребности, и у него есть своя жизнь, которую приходится учитывать. Мы вынуждены учитывать потребности ума, его беспокойства. И вынуждены подстраивать свою жизнь под эти вещи. И вот эти вынужденные подстройки должны быть всегда фоном.

И настоящая духовная жизнь – это когда я всегда об этом помню. Я всегда помню, что есть главное, а что есть фон. Потому что если иногда меня переключает на этот фон, и я начинаю им сильно увлекаться, то вся жизнь теряет смысл.

Шрила Прабхупада, святой, который перевел и прокомментировал «Шри Ишопанишад» на английский язык, часто повторял, что если жизнь не посвящена самосознанию, то она бессмысленна. Жизнь, посвященная самосознанию – это когда я главное удерживаю в фокусе. Я на этом сосредотачиваюсь.

В центре, в основе моей жизни должно стоять Святое Имя и отношения с Богом. И углубляюсь я именно в этом направлении. Это то, где я развиваюсь. И это то, где реально проходит моя жизнь. Вся моя реальная жизнь строится вокруг этого.

Почему на духовном пути бывает так сложно в материальном плане?

Как только центр смещается, как только мы Бога заменяем фоновой материей, то в жизни возникает определенный дисбаланс. И жизнь становится неестественной. И так как жизнь становится неестественной, то Господь передает нас в другое ведомство. И там нас через синяки и подзатыльники вдохновляют поставить приоритеты обратно.

Поэтому этот приоритет – его никогда нельзя менять, ни при каких обстоятельствах! Что бы там ни было, что бы с нами ни происходило. Может быть, нам о каких-то вещах нужно позаботиться, но приоритет должен всегда оставаться на духовном. Наши вечные обязанности должны всегда удерживаться в фокусе. И в самом центре фокуса моей духовной жизни должно быть то, что я стараюсь раскрыться в отношениях с Богом. И если я удерживаю этот фокус, если я сосредотачиваюсь на самом главном, то это приносит удовлетворение Богу.

Как получить внутреннее удовлетворение от жизни?

Когда мы действуем в соответствии с планом Господа, то должны следовать той задаче, которая поставлена перед нашим телом.

Это тело предназначено для самосознания. И так как я следую этому плану Бога, то Он доволен. А когда Он доволен, то мы тоже ощущаем внутреннее удовлетворение. Когда я ощущаю внутреннее удовлетворение, то естественным образом спокойно могу продолжать заниматься духовной практикой, меня никуда не кидает, и мне совсем не сложно совмещать жизнь в социуме и серьезную духовную практику.

Но когда я начинаю смещать акценты, то Господь становится немножко недоволен. Ему это не нравится.

Уроки духовности - когда Господь недоволен нами

И так как Он не удовлетворен, то и я ощущаю внутреннее неудовлетворение. Я пытаюсь искать причины этой неудовлетворенности то здесь, то там. А она просто в смещении акцентов.

Как не потерять удовлетворение?

Внутреннее удовлетворение при правильно расставленных акцентах всегда есть, что бы ни происходило. Если же у меня внутреннее недовольство, нет умиротворения, то это значит, что я сместил акценты.

От многих старших наставников я слышал одну и ту же вещь: если что-то не так в жизни – начинаем решать вопрос с утреннего повторения Святого Имени. Но как утреннее повторение Святого Имени связано с какими-то проблемами на работе, в жизни? Напрямую связано. Просто Господь недоволен тем, что я акценты смещаю. Этот приоритет никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя менять. И об этом вся «Шри Ишопанишад».

Важнейшие уроки духовности напоследок

Мы пришли в духовную жизнь, мы соприкоснулись с трансцендентным знанием. И сейчас у нас появилась возможность что-то реально поменять в своей жизни. Нам нужно постараться сделать все от нас зависящее, чтобы не упустить этой возможности. Потому что непонятно, что будет завтра, или послезавтра.

Есть сегодняшний день, есть это «прямо сейчас». И мы прямо сейчас должны действовать таким образом, чтобы это приближало нас к Богу. Чтобы это было шагом по пути к самосознанию. Если я прямо сейчас этого не делаю, то это время потрачено впустую. И такая жизнь просто лишена смысла. Этот день лишен смысла, или этот месяц лишен смысла, или этот год лишен смысла.

Мы должны руководствоваться пониманием того, что эта жизнь – определенная ответственность. Мы принимаем на себя ответственность, и живем в соответствии с этой ответственностью. И этого никогда не нужно менять. В этом нужно проявлять энтузиазм. В повторение Святого Имени, в чтение священных писаний, в молитву – во все нужно погружаться. В отношения с Богом нужно погружаться постоянно и прямо сейчас. На этом основной акцент нужно делать в жизни.

Приоритеты в жизни нужно расставлять правильно!

У нас в жизни есть разные отношения с разными личностями. С кем-то близкие, с кем-то менее близкие. При этом есть личность, с которой у нас самые близкие отношения. Это Господь.

И мы должны взять самые лучшие отношения, которые у нас есть, и постараться к Богу относиться еще лучше, еще больше внимания уделять Ему, больше времени уделять Ему. Больше всего я фокусируюсь на Нем. Это приоритет №1 всегда. Это самое важное.

Я не планирую свой день во время повторения Святых Имен Бога. Если я повторяю Его Святые Имена, то я повторяю Святые Имена:

ХАРЕ КРИШНА ХАРЕ КРИШНА
КРИШНА КРИШНА ХАРЕ ХАРЕ
ХАРЕ РАМА ХАРЕ РАМА
РАМА РАМА ХАРЕ ХАРЕ

Если я изучаю, читаю «Шримад Бхагаватам» или «Бхагавад-гиту», «Библию» или «Коран», то я также понимаю, что это Господь. И я стараюсь молиться священному писанию, чтобы в нем Господь раскрылся.

Приоритет № 1

Этот приоритет удерживается на основании понимания, что Господь – самая важная Личность в моей жизни. Я не пытаюсь контролировать или делать что-то еще, на что у меня нет полномочий, потому что я не Бог. Все эти вещи – быть Богом в этом мире – я оставляю Ему. Тогда зеленый свет и прямая дорога в духовный мир. Все вокруг будет только помогать нам. Все негодяи, которые будут нам встречаться, будут помогать. Все годяи будут помогать. Все будут помогать. Никаких препятствий нет, вообще.

Но только если Он – это приоритет №1.